Чтобы из детей не вышло банды

01.03.2012

20

Автор: Лариса Дядякина

Чтобы из детей не вышло банды

Секретами мастерства с самарскими педагогами поделился известный московский педагог Евгений Ямбург

Он провел мастер-класс для самарских учителей. Но на встречу с ним пришли не только предметники, но и директора школ, студенты и просто неравнодушные к образованию люди.  «Диалоги с учителем» — под таким названием проходил разговор.

Предваряя беседу с Ямбургом, руководитель городского департамента образования Надежда Колесникова отметила: «Я приехала сюда, чтобы оторваться от повседневности и порассуждать на серьезные темы. К сожалению, не всегда на это хватает времени и сил». Надежда Колесникова вспомнила: когда ее назначили директором школы, у которой был только фундамент, казалось, проблем не счесть. Но именно у Ямбурга, в его огромной школе-комплексе, с множеством учеников и учителей, хозяйством, она вдохновилась и поняла, что нет нерешаемых трудностей. Та поездка сильно впечатлила Колесникову… Общаясь с нашими педагогами, Ямбург не говорил на отдельные темы, а высказывал позиции по уйме вопросов. Причем представлял он не мнение министерства, а только личные наработки. Ямбург своей харизмой очаровал аудиторию, то и дело цитировал поэтов. Зрители не отпускали его три часа, не соглашаясь даже на перерыв. Московский гость и удивлял, и срывал аплодисменты, и пугал, и смешил, и, конечно, заставлял думать. Можно соглашаться, можно нет, но чем дальше, тем интереснее. Жаль, но пока школа Ямбурга одна такая в России.

Ямбург не изобретает велосипед — исходит из реальной жизни. Он считает: беды оттого, что в стране разрушена ценностная вертикаль. Ее нужно выстроить, иначе все так и будет вываливаться из рук. И в основе грамотной стратегии развития образования лежит ясное понимание: нужно хорошо знать настоящее и представлять ближайшее будущее. «Нужно не затыкать дыры, а готовиться, искать ответы в разных науках», — уверен Ямбург. Он выделяет угрозы и вызовы современности: генетическую усталость, демографические сдвиги, нарастание межэтнической и межконфессиональной напряженности. А еще столкновение трех кризисов: мировоззренческого, нравственного и психологического.

Но это теория. А на практике в школе Ямбурга для разных детей — разное обучение, подбор методик и моделей. Здесь обычные классы, гимназические и коррекционные. Двери между ними открыты: дети бывают в тех и в других потоках. А старшеклассники пробуют себя в парикмахерском, ремесленном, художественном, ювелирном деле, ведь каждый в чем-то талантлив. Важно выявить проблемы ребят с отклонениями в развитии еще в детском саду и успеть помочь. Иначе в школе из них получится «банда», мало не покажется. Поэтому ни в коем случае нельзя сокращать «специалистов по неодинаковости» — психологов, дефектологов, педагогов допобразования.

Самарские учителя задали Ямбургу множество вопросов. И на все у Ямбурга нашлась своя философия, поражающая мудростью, точностью и опытом. Мастер-класс завершился аплодисментами и искренними «спасибо».

СПРАВКА "СГ"
Евгений Александрович Ямбург — заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор центра образования № 109 г. Москвы. В центре Ямбурга детский сад, начальные, гимназические, коррекционные классы, а также театр, флотилия, парикмахерская, конюшня и многое другое, одним словом, уникальный город-школа.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации