Культура

Наш американский городок

В продолжение «Долгого рождественского обеда»

Художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев уже во второй раз обратился к творчеству американского прозаика, драматурга и эссеиста, трижды лауреата Пулитцеровской премии Торн-тона Уайлдера.

Вторая часть дилогии (а постановка воспринимается как продолжение «Долгого рождественского обеда») — «Наш городок» — получилась более динамичной, трогательной, яркой.

быкновенный американский городок начала ХХ века. Один из персонажей пьесы — Помощник режиссера (Геннадий Муштаков) сообщает зрителям точную дату происходящего и место. Подробное описание городка зрителям не очень интересно — зачем? Для нас ведь важны координаты, в которых мы существуем. Так же время и место много значат для героев пьесы.
На сцене две кухни, два палисадника, прямо рядом с ними — центральная улица. Декорации просты, их условность еще больше подчеркивает Помощник режиссера, постоянно напоминающий зрителям, что все происходящее — всего лишь спектакль. Хотя и очень похожий на жизнь.

Мы наблюдаем простую жизнь двух семей: Гиббс и Уэбб, а также других жителей Гро-верс-Корнерс. Несмотря на отсутствие резких сюжетных поворотов, следить за происходящим на сцене интересно. Зрители в зале грустят и смеются вместе с персонажами пьесы. Ведь произведение написано, а спектакль поставлен так, чтобы мы узнавали в героях самих себя. Будущая свекровь уверена, что без ее забот сын простудится и умрет в первую же неделю, жених и невеста нервничают передсвадьбой, жене приятно пройтись с мужем под руку чудным весенним вечером, а младшие дети все время мешают старшим общаться и лезут со своими глупостями…

Первое действие заканчивается на радостной ноте — влюбленные поженились, все счастливы и веселы. А второе начинается максимально контрастно. Мрачно оформленная сцена, завывание ветра — перед нами кладбище. Умерла главная героиня. Пространство сцены поделено на две части — светлую (умершие герои в светлой одежде сидят на белых стульях) и темную — похоронная процессия. Умиротворение ушедших в мир иной противопоставлено страданиям живых. По мнению Уайлдера, мы погрязли в суете и тревоге, а покой царит в мире, куда нам только еще предстоит попасть.

Умершая героиня еще не освоилась в новой для себя роли и решает вернуться обратно. Она попадает на кухню, хорошо знакомую зрителям по первому действию. Но теперь мы видим все в другом ракурсе — пространство кухни теперь под углом к зрителю. Ежедневная суета героев в первой части спектакля воспринимается как нечто сакральное, когда героиня осознает, что она лишена этого навсегда и уже никогда не сможет быть частью окружающего мира. Сцена, в которой Эмили Уэбб (Мария Демидова) пытается привлечь внимание матери (Юлия Мельникова), пожалуй, самая пронзительная в спектакле. Мария Демидова передает высокий градус отчаяния, не уходя в слезливую сентиментальность.

В спектакле заняты почти все актеры театра. Создается ощущение, что Евгений Дробышев решил показать все возможности труппы. Маститые и опытные артисты Виктория Просвирина, Михаил Акаемов, Олег Сергеев, Владимир Лор-кин, Борис Трейбич создают галерею интересных характеров. Новички труппы Николай Синявский и Анастасия Карпинская вписываются в ансамбль в образе молодых наивных героев. Актеры, правда, пока не достигли полной сыгранности, но можно надеяться, что со временем это сценическое полотно развернется во всем масштабе.

По словам Евгения Дробы-шева, в «Нашем городке» найдут близких для себя героев и молодые люди, и старшее поколение. Спектакль заставляет нас вспомнить о самом важном: какими мы были в детстве, как впервые влюбились, что чувствовали в утро перед свадьбой, как теряли близких людей. На время пелена привычки, застилающая наши глаза, спадает. И мы понимаем, что самое ценное — житейские будни, которые мы имеем счастье проводить с родными и любимыми.

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение