История

История самарских маршруток и такси: дороже, но быстрее

Маршрутки – это не стихийное явление конца 90-х годов XX века. Альтернативный вид городского транспорта появился в Самаре еще в середине 60-х. Наравне с такси маршрутки должны были сделать передвижение по городу более удобным и быстрым.

Вспоминаем о том, как в Самаре появились маршрутки и такси, и смотрим, что с ними стало сейчас.

Маршрутки

В 60-х годах на улицах Куйбышева появились микроавтобусы РАФ-977 с надписью «Маршрутное такси» на бортах. Проезд в них стоил дороже, чем в обычных автобусах. Поездка в «Рафике» обходилась в 10 копеек, в обычном транспорте — 6 копеек.

Маршрутное такси пользовалось популярностью, и уже во второй половине 1970-х годов на смену старым машинам пришел новый РАФ-2203.

Затем в начале 1989 года в качестве эксперимента к микроавтобусам добавили ПАЗ-672М.

До начала 90-х годов все маршрутные такси находились в ведомстве ТПО «Куйбышевавтотранс». Уже в 90-е извозом стали заниматься частные компании.

К 1991 году коммерсанты работали на 26 маршрутах. Часть из них перестали существовать, некоторые сделали муниципальными. Например, маршрутку №14т заменили автобусы №№ 59 и 59а.

В середине 90-х годов количество коммерческого пассажирского транспорта на дорогах Самары стало снижаться. Но в начале нулевых на этом рынке произошел подъем. В 2001 году за шесть месяцев количество маршрутов выросло с 12 до 32. И это ударило по убыточному муниципальному транспорту.

Нумерации в первой сотне для маршруток стало не хватать, и тогда стали появляться микроавтобусы с трехзначными номерами в интервале от 200 до 299.

Сейчас в Самаре насчитывается 27 внутримуниципальных коммерческих маршрутов.

Такси

Такси в Самаре появились раньше маршруток — в 1938 году по нашему городу стали ездить легковые такси. Автопарк состоял из трех десятков автомобилей М-1, называвшихся в народе «эмкой». Стоянки такси были на площади Революции, около Железнодорожного и Речного вокзалов.

Развиваться такси стали в послевоенные годы. Строились таксопарки, в них покупали новые автомобили. В 1976 году по Самаре ездил 291 автомобиль такси. В разное время пассажиров возили ГАЗ-20 «Победа», ГАЗ-21 и ГАЗ-24.

Автомобили ГАЗ-20 «Победа» на службе в такси. Фото «Самара Авто Газ»

Позже их сменили «Волги» 31029 и 3110. Так же в такси ездили «Москвичи». В советские годы все таксомоторные предприятия относились к объединению ТПО «Куйбышевавтотранс».

В конце 90-х годов прошлого века и начале нулевых годов этого столетия таксопарки Самары начали банкротить. Территорию и рабочую технику продали, а на место бывших городских таксомоторных парков на рынок перевозок тут же пришли мелкие частные компании.

В 2000-х годах в Самаре их насчитывалось несколько десятков. Наряду с автомобилями самих фирм на работу в такси принимали и водителей с личными авто.

С 2010 года на рынке самарского такси происходит перелом. Это связано с приходом в регионе таких крупных компаний, как «Яндекс» и «Убер». Многие мелкие фирмы перестали существовать. Кто-то начал сотрудничать с крупными федеральными партнерами.

За помощь в подготовке материала благодарим специалиста музея автомобильного пассажирского транспорта Самары Алексея Перезнатнова.

Таймлайн: история самарского автобуса

Метки

По теме

2 комментариев

  1. А почему я тогда ездила с 1958 по 1975 г.г. ездила на трамвае ( в Самаре ) за 3 копейки ??

  2. Тогда поездка в автобусе стоила 6 копеек, 5 копеек в троллейбусе и 3 копейки в трамвае.

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение