Код культуры

Про ценность советского модернизма: набережная, музей Алабина, «рашпиль»

После долгих мытарств всеобщему обозрению предстала обновленная «Шипка».

Хочется написать «бывшая». Потому что от советского модернистского кинотеатра осталось не много.

При этом формально упрекнуть новых владельцев в небрежении к наследию нельзя. Потому что «Шипка», как и десятки других памятных самарских-куйбышевских зданий, не имеет охранного статуса.

Это не памятники. Да-да! Вся эта слава советской эпохи, которую мы на словах так чтим и помним, в реальности не защищена ничем. И может быть просто уничтожена, например, из-за бизнес-интереса или по прихоти пришлого невежества. Как, например, летом — осенью 2017 года снесли здание Дворца спорта, в котором пел великий русский певец Высоцкий. И теперь в Самаре памятник в честь его концерта есть. А самого Дворца, в котором Высоцкий пел, нет.

«Шипка» — это не ошибка?

Но вернемся к многострадальной «Шипке». Ситуация вокруг бывшего кинотеатра сформировалась не за один день и даже не за один год. «Шипка» в плачевном состоянии перешла к нынешним хозяевам в январе 2017 года, и еще тогда журналист Армен Арутюнов обращал внимание на то, что зданию необходим охранный статус. Однако Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судьбе памятника советско-болгарской дружбы участвовать не стало. Надо полагать, к вящей радости новых хозяев, которые обычно не очень любят требования охраны. Значит ли это, что памятники советской эпохи обречены на гибель?

Горизонты охраны

18-я статья федерального закона «Об объектах культурного наследия» гласит, что в госреестр памятников «могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее 40 лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц)».
То есть вот прямо сейчас памятниками можно признавать здания, построенные до 1979 года. В реальности же объекты советского периода этот статус не получают. Недостаточно ценное наследие?

Куйбышев трагикосмический

В городе, носившем имя Куйбышева, после войны вели строительные работы невиданного объема. И хотя установка советского правительства была на избавление от излишеств — наследия сталинского ампира, молодые архитекторы и в рамках модернизма создавали уникальные объекты.

Мы все их знаем — «Звезду» и филармонию Юрия Храмова, Дом актера Николая Красько и Вагана Каркарьяна, Ленинский мемориал (музей имени Алабина), Вычислительный центр на Полевой Алексея Герасимова и Алексея Моргуна, областную библиотеку Андрея Гозака, «рашпиль» Юрия Белоконя.

Возможно, нашим специалистам, погруженным в дореволюционные коллизии, сложно понять брутальную и простую красоту этих зданий, но ведь кроме ценности архитектурной есть ценность историческая.

Когда в 2006 году Виталий Стадников и Олег Федоров презентовали книгу «81 шедевр» про архитектуру Куйбышева после революции, это воспринималось во многом как жест. Почти провокация. Но прошло 13 лет, и становится очевидным, что ценность памятников 60 — 70-х годов ничуть не меньше, чем любимого нашего модерна.

Ансамбли улицы Молодогвардейской и проспекта Ленина — такая же визитная карточка, как Куйбышева и набережная. Впрочем, наба — как раз из эпохи модернизма. И это тоже не памятник. Получается, что одна из эпох просто выпадает из «охранного дела».

Может показаться, что советскому наследию, в отличие от дореволюционных «деревяшек», ничего особо не угрожает. Угрожает! Ведь «Шипка» и Дворец спорта не единичные случаи. Был снесен в 2008 году кинотеатр «Самара». Изуродован фонтан, посвященный 30-летию Победы, который тоже не был памятником. Сильно изменился, еще в конце 90-х, фасад «Звезды». Под угрозой сноса вертикальный элеватор. А сколько погибло мозаик, элементов благоустройства, малых форм — никто и не считал!

samcult.ru

Инициатива ожидаема

Наш город гордится своей историей. Мы любим называть себя космической столицей. Поэтому присвоение статуса памятника тем зданиям, которые созданы в эпоху Куйбышева космического, — это дело города.

Чтобы обезопасить себя и свое будущее, необходимо инициировать процесс по присвоению статуса памятников, хотя бы регионального значения, основным объектам эпохи советского модернизма.

Наверное, будет правильно, если с такой инициативой выйдут общественность и наш Союз архитекторов, — это будет лучшая дань уважения старшим коллегам. А городская администрация поддержит это обращение к Управлению охраны.

Невозможно провести черту, с которой начинается наследие, которое по-настоящему ценно. Даже бараки Безымянлага — памятники нашей истории. Это тот же Куйбышев космический. Это наша история. Из которой ничего не надо вычеркивать. Наоборот — надо помнить. Всегда.

Путеводители по советскому городу

Порекомендую две книги.

«81 шедевр» — подготовлен Виталием Стадниковым и Олегом Федоровым и представляет собой удобный, покет-формата, путеводитель по всей архитектуре Самары после 1917 года.

«Куйбышев космический» — альбом екатеринбургского издательства TATLIN, составленный Виталием Самогоровым, Валентином Пастушенко и тем же Олегом Федоровым. Сосредоточен прежде всего на архитектуре модернизма 50 — 70-х годов.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение