ГлавнаяКультура

Как в Самаре прошел «Волгафест»

В минувшие выходные в четвертый раз прошел ставший уже привычным «ВолгаФест», организованный правительством Самарской области.

Этот смотр — настоящий интеллектуальный вызов самарцам и гостям города. Только для того, чтобы просто прочитать его программу, нужно запастись терпением: лекции и мастер-классы, театральные перформансы и инсталляции от современных художников со всего мира, книжная ярмарка и обширная музыкальная программа. За выходные более чем на 30 площадках выступили сотни артистов. Поскольку 2019-й в России объявлен Годом театра, темой фестиваля стала «Игра».

При наличии хорошего настроения, если погода благоволит, на фестивале можно было провести целый день (а то и два), переходя от одной площадки к другой. Но с годами невольно замечаешь повторения в предложенных активностях. Воздушные змеи гордо реяли над волжскими просторами и год назад. Те же качалки гостеприимно приглашали прохожих отдохнуть. И над теми же столами для мастер-классов склоняли свои головы маленькие горожане.

Поэтому главным вопросом для жаждущих особых впечатлений посетителей стал «Что нового?» И оно тоже было. Например, фестиваль перенесли на старую набережную. Кроме того, организаторы каждый раз приглашают новых лекторов. В этом году главными «говорящими звездами» «ВолгаФеста» стали московский лингвист Александр Пиперски и историк моды Александр Васильев, известные широкой публике по выступлениям на телевидении. Были и другие новшества.


По волнам толерантности


Центральной фигурой «ВолгаФеста-2019» стал поднявший свои разноцветные паруса «Корабль толерантности». Это первый проект, реализуемый в Самаре Третьяковской галереей в преддверии открытия в городе ее филиала, запланированного на 2022 год. Произведение создано также при поддержке галереи «Виктория» и компании «Новатэк».

— Проект Ильи и Эмилии Кабаковых уже 12 лет путешествует по городам мира, — пояснил руководитель, продюсер, автор идеи и наполнения фестиваля Михаил Савченко. — Они одни из самых известных на Западе российских художников. Картина Ильи «Жук» — самая дорогая из когда-либо проданных прижизненных работ художников. Трудятся они в жанре тотальной инсталляции. Когда застраивается какой-то объект и люди попадают в него или ходят рядом. «Корабль толерантности» — социальный проект. Три недели назад мы сделали триста фрагментов паруса — из кусков ткани размером метр на метр — и раздали по площадкам, которые проявили интерес. Их было около сорока: общеобразовательные и национальные школы, вузы, больницы, сельские учебные заведения. Педагог говорил с детьми на тему толерантности. Так, как он сам ее представлял. Каждый парус должны были раскрасить несколько человек. Дети чаще всего представляли себе толерантность как дружбу. «У меня есть товарищ, с ним я и буду рисовать». Его спрашивали: «А есть ли кто-то, кто тебе не нравится? Вот с ним и нужно найти общий язык».

На «парусах» изображены простые и привычные сюжеты детских рисунков — дружба представителей разных рас, земной шар, карта России, животные, сердца и флаги. Рассмотреть все работы самарских ребят на тему толерантности можно до конца лета, корабль простоит на Некрасовском спуске до осени.


Взгляд на мусор из шкафа


Помимо «Корабля толерантности» Третьяковка представила интерактивную площадку, за основу взяли творчество Ильи Кабакова.

— Он придумал инсталляцию как вид искусства, и мы делаем с детьми макеты композиций или альбомы о персонажах, — рассказала методист по музейно-образовательной деятельности Государственной Третьяковской галереи Полина Кудряшова. — Героя можно придумать самому. Сочинить ему историю, поместить в какие-то жизненные обстоятельства.

У Кабакова есть инсталляция «Мусорный человек». Про мужчину, который никогда ничего не выкидывал и все оставлял себе. Сотрудники Третьяковки предложили самарцам создать коллективную инсталляцию из мусора. Инструкция гласила: найти что-то, привязать это на веревку и сделать этикетку. Подпись должна содержать эмоцию, историю вещи или обстоятельства, при которых она была найдена. В результате на веревочках чего только не скопилось! Начиная от автобусных билетиков и заканчивая детскими игрушками.

Еще одно произведение Кабакова — альбом «В шкафу сидящий Примаков». Про человека, который никогда не выходил из этого пространства. Гости площадки попробовали восстановить ситуацию, использовав самый обычный шкаф. Правда, без дверей. В нем можно посидеть и записать свои ощущения от жизни в шкафу в специальный альбом.


Цирк для хулиганов


В этом году в театральной программе появился социальный проект — санкт-петербургский «Упсала-цирк».

— В его труппе — подростки, — рассказала менеджер театральной программы «ВолгаФест» Катерина Орлова. — Они много лет занимаются цирком и стали уже профессиональными исполнителями. Главный герой их ландшафтного спектакля хочет стать клоуном. С нетерпением ждет приезда цирка в свой город. И вот настал этот момент. Но тот ли прибыл цирк, который ему нужен?

Привлеченные активностью шустрого юноши на имитации строительных лесов, зрители подошли поближе, чтобы лучше рассмотреть действие. Это была роковая ошибка. Не зря «Упсала» известен как цирк для хулиганов. Разноцветные брызги краски покрыли неравномерным слоем всех, кто не успел разбежаться. Одним из развлечений в этот день стало гадание: ототрется ли? Местами оттерлось.


Пляжный конфуз


Одним из самых ожидаемых событий фестиваля стал спектакль «Мокрая свадьба» от известной труппы «АХЕ».

— Инженерному театру из Санкт-Петербурга в этом году исполнилось 30 лет, — рассказала Орлова. — Это ветераны сайт-специфик жанра (в котором спектакли «вырастают» из пространства и ситуаций, в которых происходят или задумывались. — Прим. авт.). Они работают в той среде, в которой находятся. Подбирают там нужные декорации и реквизит и взаимодействуют с ними. «Мокрая свадьба» включает танец буто (авангардный стиль, в котором акцент делается не на форме, а на способах движения. — Прим. авт.), драматизм, уплывание на лодке в закат — потрясающее зрелище для умных людей.

У артистов было все для создания интересного и яркого шоу: огонь, бассейн, песок, река, небо, акробатические навыки. Но результат получился разочаровывающий. Несмотря на отсутствие коробки сцены (представление разворачивалось прямо на пляже) и коммуникацию с публикой в первой части спектакля (зрителям предлагали выпить вина — свадьба же!), между зрителями и зрелищем словно была невидимая стена. Через нее не проникали ни эмоции, ни мысли, ни энергия.


В центре — человек


Многие гости отметили, что инсталляций в этом году меньше, чем обычно. Одна из наиболее ярких — «Спираль времени», организованная парком «Россия — Моя история», который в этом году впервые принял участие в «ВолгаФесте». В инсталляции было представлено прошлое, настоящее и будущее. В каждый виток гости площадки могли добавить что-то свое. Прошлое сопровождалось самыми разными иллюстрациями, от берестяной грамоты до Пушкина, полетов в космос и олимпийского мишки. Настоящее плавно перетекало в будущее. Эти витки преимущественно создавали посетители, которые оставляли на них расческу, чек из супермаркета, визитку такси или что-то еще.

В центре спирали – человек, загримированный вневременным образом. На нем можно было написать свои послания, что некоторые посетители и делали. Строки сплошь культурные: «мы же семья», «это только начало»….

— К нам приходили самые разные гости. И мы рады, что история становится такой живой, осязаемой, настоящей, увлекающей людей, а не далекой, чужой и непонятной, — сказала руководитель службы внешних коммуникаций исторического парка Екатерина Сидорова.

Нашли занятие и детям. Для них парком были организованы мастер-классы по росписи фигурок из соленого теста. Ребята украшали тарелочки, ракушки, морские камешки как в стилях народных промыслов, так и в собственных манерах.


Табуретки, паутина и коза


Традиционно на «ВолгаФесте» были работы современных авторов со всего мира. Например, знаменитый театральный художник Ксения Перетрухина разместила на набережной инсталляции из обычных бытовых предметов. Ее стулья носили авторские подписи. Так что каждый присевший на них становился обладателем некоего титула (например «Самая красивая девочка»). Табуретки были расставлены на разном расстоянии друг от друга, чтобы гости фестиваля могли таким образом корректировать и осмысливать свои отношения с окружающими.

Стрит-артист Чунхён Ли (француз корейского происхождения, который творит под именем Galmae) привез в Самару свой проект «Паутина». Автор оплетал отдельно стоящие столбы, создавая хаотичную сетку. Эта паутина прожила на фестивале всего сутки. А затем совместными усилиями гостей фестиваля была размотана. Сам автор рассказал, что его перформанс на тему тоталитаризма вызывает по всему миру самую разную реакцию — от слез до смеха.

Завершением фестиваля стал проект обладателя «Золотой Маски» композитора Александра Маноцкова опера «Про козу». Шествие по набережной вдоль Волги с козой впереди сопровождалось многочисленной толпой зрителей, музыкантов и певцов, чьи голоса слились в воспевании символа города.

    Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области:

    — Я очень рад, что наш «ВолгаФест» имеет межрегиональный статус. Он уже шагнул далеко за границы Самарской области, стал заметным культурным событием в жизни нашей страны. Все мы любим театральное искусство, а здесь можем узнать о нем чуть больше, чем знаем сейчас. Это интересно для всех возрастов. Действительно, это яркое и занимательное событие для города и всей страны. Очень важно, что именно в Самаре, на волжской земле, где на протяжении веков живут и мирно трудятся люди разных национальностей, взглядов, сегодня поднял свои паруса «Корабль толерантности». Я уверен, что мы вместе сделаем больше. Филиалу Третьяковской галереи в Самаре быть. А старт у нас сегодня вот такой — замечательный и праздничный.

    Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи:

    — Самара стала первым после Москвы городом России, который принимает «Корабль толерантности». Очень важно с самого раннего возраста учить детей тому, что мир разный, в нем живут разные люди. Этот проект — первое сильное, видное, яркое присутствие нашей галереи в Самаре. В скором времени мы приступим к реконструкции знаменитой Фабрики-кухни. В ней в 2022 году будет открыт филиал Третьяковской галереи. От «ВолгаФеста» у меня сильнейшие, очень позитивные впечатления. Мне кажется, это один из самых ярких, интересных по своей сути фестивалей. У Самары невероятные исходные данные — Волга, потрясающая набережная, которую трудно с чем-то сравнить, публика, интересующаяся искусством. Той креативности и той искренности, с которой сделан этот фестиваль, может позавидовать даже Москва.

    Леонид Михельсон, председатель правления компании «Новатэк»:

    — Галерея «Виктория» будет и дальше содействовать таким проектам, как «Корабль толерантности» и «ВолгаФест». С удовольствием в этом поучаствую, чтобы больше таких кораблей приплывало в Самару, чтобы наши дети знакомились с искусством. Это очень важно.

    Елена Лапушкина, глава Самары:

    — С удовольствием в эти выходные посетила «ВолгаФест», который уже стал визитной карточкой Самары. Получила огромное удовольствие от разнообразия площадок, уличных артистов и ярких инсталляций. Это настоящий праздник для горожан — красивый, современный и очень интересный.
    Метки

    Добавить комментарий

    Комментарий появится после модерации.

    Газета

    Приложение