28.05.2019
47
В этом году фестиваль «ПоМост» был посвящен самому заметному и при этом мало обсуждаемому элементу сценического искусства — свету. С 20 по 25 мая в Новокуйбышевске были показаны спектакли — номинанты и лауреаты «Золотой Маски».
— Ранее фестиваль носил название «ПоМост. Провинциальные театры России». В этом году мы решили отказаться от этой формулировки и посвящать каждый смотр узкой специализированной тематике. В 2019 году это свет, — рассказал художественный руководитель фестиваля, режиссер театра «Грань» Денис Бокурадзе.
Открыл фестиваль спектакль Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова «Чайка. Эскиз». Ярославцы привезли в Новокуйбышевск постановку одной из самых популярных пьес мирового драматического репертуара.
Режиссер-постановщик Евгений Марчелли подчеркивает театральность пьесы Чехова. В начале первого действия персонажи дефилируют перед зрителями в концертных костюмах и говорят в микрофоны. Они индивидуальные у каждого актера. Кроме того, на авансцене, где происходит все действие, выстроились микрофоны на стойках. «Концертная версия» спектакля становится объемной только в момент, когда Константин Треплев (Кирилл Деришев) разыгрывает перед местным бомондом свой прерванный спектакль.
Лучи внимания публики направлены на исполнительниц главных ролей. С момента появления на сцене и на протяжении всего спектакля невозможно оторвать взгляд от Аркадиной в исполнении Анастасии Светловой. Дорогие очки и стильная короткая стрижка, роскошные современные туалеты, вариации тембра голоса от ласкового до глумливого и невероятная харизма, без сомнения, делают эту героиню центром маленького деревенского кружка интеллигенции и всей постановки.
Тем абсурднее на ее фоне выглядит юная протеже сына великой актрисы — Нина Заречная (Алена Тертова). Режиссер выводит на сцену существо скорее нелепое (торчащие хвосты, рваные колготки под штанами, толстовка, черное белье под белым прозрачным платьем). Небрежность деревенской девочки? Или роль, в которой она приглянулась Косте Треплеву? В пользу второй гипотезы говорит тот факт, как она меняется, становясь более женственной, открывая охоту на любовника Аркадиной — известного беллетриста Тригорина (Николай Зуборенко).
Марчелли неоднократно показывает зрителям, что Заречная — хищница, идущая к своей цели (стать известной актрисой) по головам и трупам (например, чайку в ярославском спектакле убивает именно это юное создание). Ближе к финалу ее становится слишком много. Заречная буквально растраивается.
Постановщик предлагает на выбор несколько финалов завершения истории. Останется ли Нина с Константином, бросит ли его или будет блистать в самой первой пьесе Треплева? Выбрать можно любой вариант, ведь как доказывает нам столп блестящей мишуры, взрывающийся вверх при роковом финальном выстреле, это все не взаправду.
Еще более отвлеченную реальность показал театр из Екатеринбурга «Провинциальные танцы». Его художественный руководитель и хореограф Татьяна Баганова поставила спектакль «Имаго-ловушка». Эта работа — лауреат премии «Золотая Маска-2018» в номинации «Лучший спектакль современного танца». История, навеянная фабулой басни «Стрекоза и Муравей», бесконечно дробится на хореографические этюды. В них безупречность профессионального исполнения доминирует над сюжетом.
«Имаго-ловушка» наглядно демонстрирует возможности световой партитуры в театре. Персонаж бабочка, на разноцветном фоне пробуждающаяся для жизни, так искусно подсвечена на темном пространстве сцены, что не всегда понятно, где кончается тело артистки и начинается декорация.
Единство окружающего мира и внутреннего состояния персонажей смог перенести на сцену из романа Рэя Брэдбери главный режиссер Глазовского драматического театра «Парафраз» Дамир Салимзянов. Постановщик удачно решает почти невыполнимую задачу — визуально воплотить прозу американского писателя, сотканную из ароматов, метафор и мимолетных воспоминаний о детстве.
Первые полчаса спектакля пролетают незаметно. Ироничные и трогательные истории, которые для каждого зрителя являются близкими и своими, смотришь с теплым чувством в груди и улыбкой на губах. Но потом дидактические задачи берут верх над вдохновением. Постановщик, видимо, решает, что нужно рассказать о ценности человеческой памяти, о том, что возраст не имеет значения, о том, что ребенка могут буквально убить эмоциональные переживания. Все это утяжеляет повествование, и оно расползается.
Спектакль помимо воли постановщика условно делится на две части. О детях и забавном мире, полном чудес и странностей, в котором они живут. И о взрослых, которые ничего не могут понять, все стремятся объяснить и потому на фоне непосредственности и искренности младших персонажей выглядят фальшиво.
Световое оформление постановки позволяет публике воочию увидеть волшебство вина из одуванчиков в виде золотистого света, разливающегося по сцене.
Организатор фестиваля, театр-студия «Грань», представил два своих спектакля. Это премьера 2019 года «Манкурт» по легенде Чингиза Айтматова и «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Художник по свету обоих спектаклей — Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург).
Частью «ПоМоста», созданного основательницей «Грани» Эльвирой Дульщиковой, всегда были выставки и инсталляции. В этот раз в фойе театрально-концертного комплекса «Дворец культуры» зрителей встречала работа Дмитрия и Марии Храмовых. Название — «Грани света». Игра лучей, зеркал и тени перемещала гостей в загадочное пространство, где каждый становился героем и участником невероятного путешествия. В рамках фестиваля также работали выставки, посвященные Дульщиковой и спектаклям «Грани» «Король Лир» и «Корабль дураков».
Завершился «ПоМост» воздушным шоу с элементами спортивной вертикальной акробатики Kaosmos от испанской группы Puja. Ради того чтобы расширить пространство фестиваля и включить в его программу представления на открытом воздухе, в этом году форум перенесли с апреля на май.
— Для нас важно, что мы не ограничиваемся залом на 600 человек, а выходим на улицу, — отметил Бокурадзе.
Также в последний день фестиваля состоялось историческое событие — закладка камня будущего помещения театра-студии «Грань». Арт-объект в виде фрагмента кирпичной стены (автор — Дмитрий Храмов) установлен в центре Новокуйбышевска в сквере «Слава труду». По словам Бокурадзе, это событие знаковое на уровне страны: впервые в новой истории России начнется строительство здания театра в малом городе.
Культура
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев