Кузнец Владимир Жерехов: «В Самаре среди кузнецов большая конкуренция»

23.05.2019

92

Автор: Ева Скатина

Кузнец Владимир Жерехов: «В Самаре среди кузнецов большая конкуренция»

Однажды перед нашим подъездом установили красивую кованую лавку. Председатель ТСЖ рассказал, что ее подарил один из жителей.

Позже выяснилось: лавка — работа творческого тандема Бориса и Владимира Жереховых, мастеров художественной ковки. В своей кузнечной мастерской на улице Грозненской отец и сын все сделали своими руками.

Технологии древнего ремесла за многие века мало изменились. При этом Жереховы используют в работе современные сплавы металлов, в качестве элементов декора — промышленные заготовки, а горн им заменила печь на жидком топливе. Сейчас мастера трудятся над декоративной оградой. Эскиз для нее, как и для всех изделий — от ограждений до каминных принадлежностей, рисовал Владимир, дизайнер по образованию.

Отец. Борис Жерехов

 

— Борис Александрович, по картинам мы представляем, как выглядит кузница — у наковальни стоят два молотобойца, один придерживает клещами заготовку, другой бьет по ней кувалдой. Сегодня кузнец — редкая профессия. Почему вы ее выбрали?

— Когда я учился в старших классах, родители отправились работать на стройку в Нефтеюганск. И порог кузницы я переступил именно в то время. Нас, школьников, отправили на трудовую практику, на автобазу. Сначала я был учеником токаря, затем решил попробовать что-то еще. На предприятии имелась кузница, где делали заклепки, заготовки деталей. Кузнецом там был дед, который приехал в Нефтеюганск откуда-то с Урала. Когда я увидел, как он управляется с металлом, сразу заболел ремеслом. Настолько впечатлило увиденное. И едва мне исполнилось 18 лет, я пришел работать в кузню. Меня взяли молотобойцем.

— Долго учились ремеслу?

— Через два года, к тому времени как получил повестку в армию, я уже многое умел, потому что работал с удовольствием. Если что-то нужно было сделать, обращались лично ко мне, пацану, а не к кому-то еще.

— То есть вы самоучка?

— В наших профтехучилищах не учили на кузнецов. Такая специальность существовала на машиностроительных заводах, но там не было свободной ковки. Вместо этого делали стандартные заготовки для промышленности. Стоит рабочий на штампе, нагревает болванку, потом машинист нажимает на рычаг, и молот автоматически бьет по ней. Не было в этой работе духа творчества. А художественная ковка — настоящее, живое искусство. В советское время таких мастеров можно было найти только в Ленинграде, Москве, Екатеринбурге — в городах, где проходили реставрационные работы.

Кузнец Владимир Жерехов: «В Самаре среди кузнецов большая конкуренция»

— В армии пришлось заниматься кузнечным делом?

— Нет. Меня направили в морскую пехоту на Дальний Восток. Наша часть стояла на острове Русский. Тогда там не было гражданского населения, только сотрудники воинских частей и судоремонтного завода. По делу, конечно, скучал. В кузню вернулся сразу после демобилизации.

— И увлеклись художественной ковкой?

— К этому занятию я всегда испытывал интерес. Меня вообще привлекали художественные ремесла. Был момент, когда я занимался еще и резьбой по дереву, потребность вырезать сохранилась на всю жизнь. Работая в кузнице, иногда между делом изготавливал различные художественные элементы, затворы, изящные дверные ручки и прочие кренделя из металла. Чтобы понять, как их сделать, изучал специальную литературу по ковке, литью. Но окончательно этим промыслом стал заниматься в начале 90-х, когда разрешили индивидуальное предпринимательство. Я тогда работал в кузнице управления буровых работ, часто оставался там по вечерам, чтобы сделать частный заказ. Художественная ковка стала основным делом, когда мы в конце 90-х годов перебрались в Самару, на родину моих предков.

Сын. Владимир Жерехов

 

— Владимир, получается, вы — потомственный кузнец. Отец повлиял на выбор профессии?

— Прежде чем заняться художественной обработкой металла, я сменил не одну специальность. Конечно, бывал и в кузнице у отца, видел, как он работает, помогал ему. Однако, получив аттестат о среднем образовании, я уехал в Тюмень, где поступил в институт на дизайнерское отделение. Если отец самоучка, то меня рисовать учили профессиональные педагоги, еще в детстве я посещал художественную школу. Полученные навыки очень пригодились мне. Жизнь сама подвела к делу, которым занимаюсь вот уже 15 лет. В какой-то момент захотелось взять в руки металл и, как отец, сделать из него красивую вещь. Я понял, что нам комфортно работать вместе, и мы организовали свою мастерскую художественной ковки.

Кузнец Владимир Жерехов: «В Самаре среди кузнецов большая конкуренция»

— Сложно начинать собственное дело?

— Начинать всегда непросто. Для того чтобы заработать репутацию, мастеру приходится много трудиться, годами доказывать свою квалификацию. Тем более что в Самаре этот промысел достаточно развит, среди кузнецов большая конкуренция. Не сразу, но наша работа принесла свои плоды, сегодня многие клиенты приходят к нам по рекомендации. Заказы поступают из разных городов.

— Есть предметы, которые вам нравится делать больше всего, какие — то особенные, красивые вещи?

— Нравится сам процесс работы с металлом, а сделать из него можно все что угодно, было бы желание заказчика. Обычно используем черный металлопрокат, можно, конечно, и цветной — медь, латунь (бронза идет только на литье), но это дорогие материалы, и работать с ними сложнее. Художественную ковку, как правило, применяют для украшения зданий и частных участков, мебели, в то же время мы делали и скульптуры — драконов, журавлей, каминные наборы в виде рыцарских доспехов и много чего другого. Работали и для города. Изготавливали крылечки для магазинов, парикмахерских.

Кузнец Владимир Жерехов: «В Самаре среди кузнецов большая конкуренция»

— Выставляли свои работы?

— Прежде участвовали в выставках по дизайну, декору, которые проходили в «Экспо-Волге», в музее имени Алабина. Получали там дипломы. Но сейчас решили сделать перерыв, нет на это времени и сил.

— А для души что-то творите?

— Если остается время. Как правило, это подарки знакомым, друзьям. Для себя — крайне редко, не зря же говорят: «Сапожник без сапог».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации