Исторические версииИстория

Как строили набережную в Самаре. Часть вторая

Тот, кто хоть раз совершал плавание на теплоходе от Астрахани до Москвы, мог убедиться: лучше самарской набережной нет.

Все годы, пока существует наш город, его жители понемногу обживали и благоустраивали берег Волги. И постепенно из рабочей зоны с пристанями, амбарами и рынками, на которых торговали рыбой и прочим перевезенным по матушке-Волге товаром, она становилась местом прогулок и отдыха.


Как строили набережную в Самаре. Часть первая


Общественные работы

Пример Фон Вакано подвиг отцов города на дальнейшее благоустройство берега Волги. И, как часто случается в нашей истории, не было бы счастья, да несчастье помогло. В начале 1890-х годов в Самарской губернии разразился голод. Зона рискованного земледелия, в которую входили степные районы, постоянно преподносила хлеборобам неприятные сюрпризы в виде продолжительной засухи. Помимо государственной продовольственной помощи и благотворительных обедов было решено организовать общественные работы. Их участники получали небольшую заработную плату, но главное — продуктовые пайки.

И вот силами полуголодных горожан и бегущих от засухи крестьян на берегу Волги было начато строительство каменной подпорной стены. Так появилась часть набережной между Предтеченским (Некрасовским) и Панским (Ленинградским) спусками.

Работы шли 10 лет. Наконец по верху построенной стены была поставлена деревянная ограда. Однако вскоре значительная часть набережной была занята Нижним рынком и открытыми складами, прилегающими к пристаням. Построенный в голодные годы участок каменной подпорной стены сохранился до наших дней. Его можно увидеть на старой набережной и сегодня.

В конце XIX века для отдыха горожан продолжали обустраивать участок берега вдоль Струковского сада. Там начинал свою деятельность знаменитый Самарский яхт-клуб. Сначала он располагался в пришвартованном судне. Были причалы для прогулочных лодок. Продолжали строить купальни. Берег вдоль городского сада жители Самары именовали Набережной, с большой буквы.

Именем Петра?

В июле 1890 года под Воскресенским (ныне Пионерским) спуском было завершено строительство часовни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, считающегося покровителем Самары. Проект разработал архитектор Александр Щербачев. Сооружение было построено в русском стиле — из красного кирпича, с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре. Часовня стала настоящим украшением набережной. На этой части берега размещались в основном торговые ряды и причалы.

В начале 1900-х годов самарцы уже могли гордиться довольно длинным обустроенным участком берега Волги. Появилась идея о строительстве непрерывной линии набережной вдоль всего города. По словам краеведа Александра Завального, в местной печати в 1909 году выдвигали инициативу назвать ее именем Петра I.

И все же вид набережной был далек от того, что предстает перед нашими глазами сегодня. Полномасштабное благоустройство волжского берега началось только после революции.

Эстетика и спорт

Конечно, в 1920-е годы было не до благоустройства берега. Но затем городские власти задумались о том, что необходимо место, где комсомольцы могли бы заниматься любимым волжанами парусным спортом. Нужно было обустроить для массовых заплывов городской пляж.

Первым новым сооружением на набережной стало здание яхт-клуба у Струковского сада. Оно было задумано в актуальном в то время конструктивистском стиле архитектором Петром Щербачевым. В фотоальбоме «Самара и Волга» известного коллекционера Владимира Самарцева есть уникальный снимок: прямо на песке возвышается напоминающая большой пароход деревянная конструкция, выкрашенная контрастными красками. Скорее всего, синей и белой — фотография, к сожалению, не цветная.

Первые после революции проектные работы по созданию современной набережной были начаты в 1935 году. Архитекторы понимали, что задача перед ними стоит масштабная: нужно снести все постройки на берегу, укрепить грунт, озеленить территорию, обустроить пляжи.

В 1936 году по проекту архитектора Леонида Волкова между Некрасовским и Ленинградским спусками был построен изящный деревянный речной вокзал с комплексом причалов. Строение считалось временным, однако простояло до середины 1970-х. Пространство у вокзала было облагорожено. По бокам входа возвышались огромные скульптуры Ленина и Сталина. Были разбиты клумбы, поставлены скамейки.

Первая очередь

В 1939 году был очищен берег на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками. Там обустроили временный пляж. А в 1940-м начали строительство первой по плану очереди набережной. Однако помешала война. И все же начавшиеся работы наметили основные направления развития прибрежного пространства в дальнейшем. Архитекторы разработали планировку этого уникального места. Согласно их задумке, верхняя терраса набережной должна была максимально раскрываться на Волгу. И через зеленые массивы связываться с нижней террасой. Это создало бы эффект выплеска водного пространства реки и зеленых насаждений в тело города. Важной составляющей проекта стал городской парк культуры и отдыха имени Горького (бывший Струковский сад).

Великая Отечественная война приостановила строительство. Его возобновили лишь в 1954 году.

Метки
Показать ещё

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение