Время выйти из сумрака

25.11.2011

28

Автор: Юлия Жигулина

Время выйти из сумрака

Кто наживается на рекламе, которая поджидает нас буквально на каждом шагу?

Баннеры, перетяги, афиши, объявления… От навязчивой рекламы уже не отделаться просто переключением телеканала или радиостанции. Она буквально выплеснулась на улицы и стала первым, что бросается в глаза, стоит только выйти из дома. Компании готовы использовать любое пустующее пространство.

Конечно, «реклама — двигатель торговли». Все мы не только сотни раз слышали эту фразу, но и регулярно подтверждаем ее истину, покупая что-то, потому что «Каменская врать не будет». Вот только большинство из нас даже не задумываются, что реклама может приносить пользу не только частным компаниям, но и нашему городу.

ДЛЯ СЕБЯ ЧУЖОГО НЕ ЖАЛКО
Несколько лет назад на улицах города появились аккуратные информационные доски. Они не только не портили внешний вид улиц, но и стали дополнительным источником дохода в бюджет муниципалитета. Курировало их специально созданное в 2004 году МП «Самараинформресурс». Оно же занималось размещением наружной рекламы на городском имуществе: муниципальном транспорте и опорах МП «Самарагорсвет». Прибыль, как и прописано в законодательстве, поступала в городской бюджет. Но это продлилось недолго.

В 2008 году директор предприятия Алексей Офицеров начал массовую передачу его активов в частные руки. Сначала по этой схеме МП потеряло разрешения на установку и размещение 103 рекламных конструкций, а в 2009 году еще 199. Все 302 объекта безвозмездно получило ООО «Современные визуальные технологии». По последним данным, щедрость господина Офицерова стоила предприятию в общей сложности 16 млн рублей.

Помимо этого «Самараинформресурс» потеряло контроль над размещением рекламных перетягов на световых опорах.  •«СТР.1
Право заключать прямые договоры на них было передано группе компаний «Капитал», а работа муниципального предприятия свелась к нулевой рентабельности.

Кстати, одним из аргументов от Офицерова звучала информация, что предприятию затратно содержать рекламно-информационные щиты. И это при том, что каждый из них в день зарабатывает 100 рублей. А сколько еще в Самаре незаконных рекламных носителей, которые также в ежедневном режиме приносят деньги своим владельцам?

ВРЕМЯ БЕЗЗАКОНИЯ
В администрацию долгое время поступали обращения от самарцев с просьбами убрать опасные для их жизни и здоровья рекламные щиты. Один из них, на пересечении улиц Г. Димитрова и Демократической, качался и скрипел даже при несильном ветре. Однажды он не выдержал непогоды и упал на фонарный столб. Только спустя несколько месяцев на это обращение отреагировали. Проверка показала, что щит установлен без разрешения. И, к сожалению, это не единственный случай…
Несмотря на то, что реклама существовала еще в Древнем Риме, до 2006 года в России вообще не было никаких законов, которые могли как-то упорядочить работу с владельцами рекламных конструкций. Пусть щитов было не так много, но стоимость аренды на них достигала таких высот, что их владельцы могли за несколько месяцев легко заработать на безбедную старость.

Затем в 2006 году был принят федеральный закон «О рекламе», однако и он большой внятности не внес, поскольку в нем было много «сырых мест», которые до сих пор каждый вооруженный хорошим юристом бизнесмен может трактовать так, как ему это удобно. С этого же времени в Самаре действуют Правила по установке и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденные решением городской Думы. В соответствии с ними функции по регулированию рынка рекламы были поделены между городскими департаментами строительства и архитектуры и управления имуществом. Последний должен был проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а депстрой на основании этих торгов обязан выдавать разрешение.

На самом же деле никаких торгов с 2006 года не проводилось, а вот разрешения выдавались пачками. Именно поэтому сейчас рекламные щиты беспорядочно расставлены буквально по всему городу. В результате рынок упал настолько, что теперь взять щит в аренду можно за шесть тысяч рублей в месяц и это вполне нормально. Для сравнения: аренда рекламного щита в Москве (причем где-нибудь на МКАДе, а не в центре города) обойдется рекламодателю в полмиллиона рублей в месяц. Плюс городской бюджет не получает тех денег, которые по закону должны в него поступать: это хороший кусок, которым рекламщики не хотят делиться. Действительно, ведь показатель прибыльности незаконных самарских компаний близок к 99,9%. Если, опять же, сравнить с московскими операторами, то у них этот показатель составляет 1520%. И при такой разнице наши не могут себе позволить заплатить налог. Смешно, не правда ли?

НЕ ПОЙМАНЫ — НЕ ВОРЫ?
С приходом новой команды в мэрию не раз проводились собрания с участниками рекламного рынка. Они признавали: нужно как-то менять ситуацию. Но при этом были категорически против сокращения количества рекламных носителей. Видимо, дает о себе знать коктейль из страха быть изгнанным с улиц и желания сохранить место под солнцем.

В попытках сохранить бизнес владельцы рекламных конструкций прибегают к любым методам. Так, некоторые бизнесмены в 2008-2009 годах по всем городам России затягивали процесс, подавая в суд на муниципалитеты, если те пытались провести демонтаж. Основанием для этого были слова из закона «О рекламе» о том, что «снос рекламных конструкций возможен только по решению суда». На то чтобы разобраться в таких ситуациях, уходило минимум полгода. И все это время рекламные компании спокойно продолжали получать свою прибыль.

В некоторой степени исправить эту ситуации помог Кодекс об административных правонарушениях, который наказывал рублем рекламные компании за незаконную установку щитов: 50-80 тысяч за каждый. Немалую роль сыграл и случай, когда разбирательство дошло до Высшего арбитражного суда в конце 2010 года. В его решении было четко сказано: для демонтажа изначально незаконно установленных рекламных конструкций в обращении в суд нет необходимости, потому что это мера защиты прав собственника земли. Сначала, конечно, компании восприняли это решение в штыки, но постепенно успокоились. Проверка законности выданных разрешений сейчас затронула почти все рекламные компании, работающие в Самаре.

Единственный плюс, который может получать город от обилия рекламных конструкций, — единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который должны платить их владельцы. Но до сих пор компании от этого успешно уклонялись. В один голос они заявляют: коэффициент, утвержденный прошлым составом городской Думы, кабальный, и слезно просят его уменьшить. Руководство мэрии готово пойти навстречу при условии, что будет подписано соглашение о том, что впредь налоги будут исправно платиться. Но это предложение осталось неуслышанным. Участники рекламного рынка решили взять дело в свои руки. Мелкие фирмы начали объединяться в группы компаний, которые работают по договору совместной деятельности. Это опять же дает им лазейку в законодательстве, чтобы уходить от уплаты налогов.

ПЛАН? РЕАЛЬНОСТЬ!
Обновленный состав мэрии решил взять дело в свои руки, и, опираясь на опыт других городов и поддержку региональных властей, уже был предпринят ряд мер по нормализации сложившейся ситуации. Так, в первую очередь приостановлен процесс выдачи новых разрешений на установку рекламных конструкций.

Затем началась «зачистка»: демонтаж незаконных щитов, на который муниципалитет имеет полное право. Дело в том, что это одна из обязательных функций мэрии — она отвечает за внешний облик города, его органичность и красоту. В результате, по последним данным, с улиц Самары было демонтировано почти 170 крупных рекламных щитов (размером 3х6 метров), порядка 400 афишных досок. Однако все это лишь 13% от того объема «внезако-нок», который еще предстоит убрать.

Второй момент, на котором сейчас сосредоточены все силы городских чиновников, — разработка к 1 февраля 2012 года схемы размещения рекламных конструкций на территории города. Она в обязательном порядке будет учитывать упомянутый выше архитектурный облик Самары и Генеральный план. После принятия этой схемы у мэрии появится еще одна законная возможность отказать в установке новых рекламных носителей в неподходящих местах.

Принципиально разработчиками схемы учитывается отказ от щитов размером 3×6 метров и сокращение их количества на 30-40%. Вместо них упор будет сделан на малые архитектурные формы (пилоны, пи-лары, ситиборды и прочее), которые гораздо лучше вписываются в облик города. Что касается крупных щитов, то если их станет меньше, стоимость аренды и конкуренция вырастут, а значит, рынок только выиграет от этого.
И еще. Опять же при поддержке областного правительства готовится нормативная база: отмена тех самых противоречивых «Правил», принятых в 2006 году, и учреждение при мэрии по примеру других городов комитета по рекламе. После отмены этого документа именно он будет заниматься подготовкой разрешений по размещению наружной рекламы, контролем за сроками действий заключенных договоров и прочим. Эти разрешения в свою очередь будут ложиться на стол к мэру, который и будет принимать по ним окончательные решения.

Как только будет готова вся нормативно-правовая база, муниципалитет проведет торги. На них выставят договор на установку рекламных конструкций, в котором будут прописаны все обязательства. В планах мэрии при расчете ЕНВД Самара будет разделена на зоны. Сейчас налоговый коэффициент по всему городу одинаковый. Но в каждом районе есть свои особенности, и их обязательно нужно учитывать.

ЦИФРЫ «СГ»

В 2011 году доходы в городской бюджет от использования муниципальной собственности в целях распространения рекламы составили всего 1 млн рублей. Перевод отношений с рекламными компаниями в законное русло позволит уже в 2012 году получить в городской бюджет порядка 70 млн рублей.
К 2015 году эта сумма составит
более 250 миллионов.

КСТАТИ

При демонтаже рекламных конструкций городской департамент строительства и архитектуры обращает внимание на четыре основных фактора: опасность щитов;
неряшливость (то есть оборванные, сломанные и портящие архитектурный облик города); обращения граждан;
предписания судебных исполнителей на снос, которые не исполнялись ранее.
На данный момент все обращения граждан отработаны. Рекламные конструкции, по которым поступали жалобы, либо демонтированы, либо по ним идут судебные разбирательства.

СПРАВКА "СГ"

Сейчас городским департаментом строительства и архитектуры учтено 3404 рекламных щита размером 3×6 метров (самая емкая ниша). Из них только 1698 штук имеют действующие разрешения на установку. У 926 щитов срок подобных разрешений уже истек. Оставшиеся 780 щитов поставлены самовольно, но и законность выданных документов порой вызывает сомнения.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации