Что смотреть в театрах

Юмористические спектакли на самарской сцене

Что предложат зрителю "СамАрт", "Камерная сцена" и "Самарская площадь"

Каждый спектакль по-своему интересен. И только со временем становится понятно, какое место он займет в едином городском репертуаре. Попытка исследовать эту «сценическую карту» — в нашем проекте, посвященном Году театра.

Любая симпатия-антипатия — дело сугубо индивидуальное. Поэтому рекомендации и советы относительно того, что и где посмотреть, не истина в последней инстанции, а мнение отдельно взятого человека.

Сколько бы мы ни говорили о высокой роли театра — трибуны и рупора эпохи, все равно для некоторых зрителей он остается способом беззаботно провести время. Смешные спектакли — не только альтернатива юмористическим передачам и фильмам, но и еще одна возможность начать знакомство с искусством сцены (наряду с кукольными театрами и тюзом). Комедийные традиции в нашем городе всегда были сильны. «Сниму квартиру в Париже», «Крошка» и «Левша» Петра Львовича Монастырского всегда проходили при аншлагах. Есть несколько хороших комедий и в современном репертуаре театров.

Сквозь ностальгию

Роман Наринэ Абгарян «Манюня» был опубликован в 2010 году и стал безусловным бестселлером в нашей стране. Спустя четыре года театр «СамАрт» выпустил спектакль по этой смешной и доброй книге.

Приключения двух одиннадцатилетних девочек, в которых каждый узнает детали из своего советского детства, полны ребяческой наивности и взрослой иронии. Манюня только на первый взгляд производит впечатление хрупкой девочки с огромным бантом, венчающим пушистый хвостик каштановых волос. Героиня Марины Щетининой — упрямая, смелая и непреклонная юная девица. Она составляет одну половину яркого дуэта, другую — робкая, с глазами трепетной лани Наринэ в исполнении Анны Тулаевой. Характер Манюня унаследовала от бабушки.

Удивительно, как нежная и хрупкая актриса Вероника Львова превратилась в грозную Ба с крупной кормой и суровым выражением лица. Она просто складывает руки замочком на животе, а сразу становится понятно — накажут всех. И внучку, и ее подругу, и взрослого сына — папу Манюни. Этот стиляга в исполнении Алексея Елхимова, в кедах и брюкахклеш, с роскошными усами и очками напоминает персонажа мультфильма, настолько типичными выглядят его черты.

Режиссер-постановщик Дмитрий Добряков считает, что книга Абгарян получилась такой светлой, поскольку она пишет о самом счастливом времени в своей жизни — детстве.

— Говорят, надо готовить ребят к трудностям, но я думаю, что именно в этом возрасте родители должны стараться создавать им идеальный мир, — считает он. — Конечно, детям кажется, что у них серьезные проблемы, но они нас умиляют, мы улыбаемся, нам приятно. Герои книги делали себе горбинку носа для получения римского профиля с помощью двери. И мы уже представляем себе, чем это кончится — придет мама с замороженной курицей и будет прикладывать. В «Манюне» нет ни одного отрицательного персонажа. Единственный конфликт происходит у нас в душе от осознания того, что это никогда больше не вернется. Сцена представляет собой общий двор. Это 1979 год, город Берд, армянские евреи. Намешано очень много национальностей, но тогда об этом не думалось вообще.

Говорят мужчины

Спектакли Евгения Гришковца и «Квартета И», посвященные вечному поиску гармонии между мужчиной и женщиной, очень популярны. Театр «Самарская площадь» тоже решил внести свою лепту в преодоление стены непонимания между полами. На прошлой неделе здесь состоялась премьера спектакля «Тестостерон» по пьесе польского драматурга Анджея Сарамоновича.

Сюжет прост и брутален. Невеста провинилась во время венчания — кинулась на шею постороннему. Ни в чем не повинного «обидчика» притаскивают в ресторан, где все готово к торжеству (столы накрыты и украшения развешаны), чтобы по-мужски объяснить ему, что к чему. Однако выяснение отношений происходит не только на кулаках, но и на словах. На протяжении всего спектакля герои дерутся, пьют и говорят. Последнее они делают настолько непосредственно, что «Тестостерон» имеет возрастное ограничение — 16+.

Художественный руководитель «Самарской площади» Евгений Дробышев доверил постановку Станиславу Полихину, известному самарской публике по спектаклю «Игроки» театра «Актерский дом». Молодой режиссер смог наполнить текст довольно посредственной пьесы энергией, и самое главное — настроить актеров на вдохновенную игру. Шутки, выглядящие плоско и пошло на бумаге, звучат жизненно и остроумно во время спектакля.

На сцене только представители сильного пола, поэтому рассуждают они все время о женском коварстве, алчности и непостоянстве. Но это все равно напоминает энциклопедию именно мужских недостатков. Перед нами ветреный официант, помятый рокер, застенчивый ученый, неудачник, подкаблучник, ловелас в годах и выскочкажурналист. Олег Рубцов, Михаил Акаемов, Сергей Михалкин, Олег Сергеев, Игорь Белоцерковский, Геннадий Муштаков и Роман Лексин получают ощутимое удовольствие от игры, и эта энергетика переходит в зал.

Разговоры о личной, или лучше сказать интимной, жизни подкрепляются занимательными примерами из мира фауны. Это познавательнее и полезнее любого «В мире животных». На протяжении всего спектакля нам доказывают, что вина за измены лежит вовсе не на нас, а на гормонах. Хоть мы и стараемся вести себя как цивилизованные люди, на самом деле ведем себя не лучше наших предков — обезьян.

В спектакле есть музыкальные номера в исполнении самих актеров. Каждый вносит посильную лепту в импровизированный ансамбль. В итоге получается отличное балансирование на грани между пародированием и профессиональным исполнением. А финальная песня, призывающая винить в проступках не мужчин, а тестостерон, ставит музыкальную точку в этом веселом спектакле.

Мельница счастья

…20-е годы ХХ века. Житель колхоза бравый буденовец Степан Бобыль придумал мельницу счастья, чтобы улучшить жизнь всех пролетариев Земли. О том, как он воплощал свою идею в жизнь и что из этого вышло — в спектакле театра «Камерная сцена» по пьесе Виктора Мережко. Драматург и сценарист знаком широкой аудитории по фильмам «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться» и другим. Его пьесы, как и сценарии, интересны сочетанием реалистичности и гротеска, а также узнаваемыми и наделенными яркой индивидуальностью персонажами.

Начало ХХ века — «пора надежд, пора невзгод». Время, когда одни были непоколебимо уверены в том, что «счастливое завтра» вот-вот наступит. А другие пытались всеми силами сохранить привычный образ жизни, имущество, жизнь. Некоторые особенно раскатистые аббревиатуры звучат для уха современного зрителя абракадаброй. Но все эмоции и мысли героев нам понятны. И близки.

Несмотря на полный печального лиризма финал, спектакль «Мельница счастья» оставляет светлое ощущение. Может быть, дело в том, что текст пьесы изобилует остроумными шутками, а может быть, в том, что режиссер-постановщик Софья Рубина вслед за Мережко хоть и смотрит на героев иронично, но не насмехается над ними.


Современная драматургия на самарской сцене


 

Метки
Показать ещё

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение