История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

26.03.2019

496

Автор: Жанна Скокова

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Битом сейчас принято называть музыку, на которую рэп-артисты начитывают свои тексты. Людей, которые создают сопровождение для MC, сейчас стало очень много, так же как и самих доморощенных рэперов.  Чтобы стать композитором, достаточно скачать программу и немного попрактиковаться. Но на деле битмейкинг – это целая культура с большой историей, уходящей корнями в 1980-е годы. Яркими представителями считаются легендарный Dr.Dre, а также Kanye West, Pharrell Williams и Timbaland.

Битмейкинг в Самаре явление не такое новое, как могло бы показаться. Еще в девяностые здесь появились первые авторы, которые задавали собственный ритм городу. Это было время расцвета MTV, концертов в ДК и стычек с бритоголовыми парнями в берцах. Мы поговорили про историю самарского битмейкинга  с его первопроходцами.

«Каждые выходные мы прокачивали клубы»

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Юрий Мо, продюсер  и основатель группы Cheese people:

— Заниматься хип-хопом я стал в 1996 году. С друзьями мы слушали Bad Balance (советская хип-хоп группа, основанная в 1989 году), Tupac Shakur и легендарных Cypress Hill. На тот момент в Самаре не было ни одного рэп-коллектива, поэтому мы стали первыми. Группа меняла названия, но в итоге закрепилось — F.W. Jam. Мне и моим друзьям даже удалось выступить в «Олимпийском» на одном из крупнейших фестивалей России Rap Music в 2000 году. На одной сцене с нами были Децл и Лагалайз, DJ SLAM и DJ ANTIX за вертухами. Концерт транслировали на MTV.

Выступление самарского коллектива «Главы пяти семей» на MTV можно увидеть на 40:40 минуте. 

С битами в 1990-х дела обстояли плохо. Их просто не было. И такого понятия как битмейкинг просто не существовало. Чаще всего ребята брали «минуса», записанные на кассеты, и под них зачитывали тексты. Выступали тогда в клубе «Сандра», где устраивали хип-хоп вечеринки.  Одними «минусами» обходиться было сложно, поэтому я решил, что нужно создавать что-то свое.

В Самаре на тот момент были популярны музыканты-электронщики. Через передачу «Рейв-Тайм», которая шла по радио, я нашел Диму Титова. Мы сняли студию во Дворце пионеров на улице Физкультурной. Там первый раз мы сели за сиквенсор Impulse Tracker, который напоминал матрицу. С помощью него можно было использовать сэмплы. Однако все это нельзя было нормально свести, поэтому звучание было далеко не идеальным.

Дима создавал биты сам, поэтому его можно назвать одним из первых битмейкеров. Еще был рэпер Женя Дизель, у которого также был свой композитор. Кроме того, музыку писали два брата, они работали в радио-передаче «Рэпчатый лук».

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Самара, 1996 год. Книжный рынок на Ипподроме. Точка, где продавали кассеты с рэп-музыкой.

Вскоре у меня тоже появился компьютер, поэтому я освоил другие сиквенсоры и втянулся в тему. После 2000 года появилось намного больше программ для написания музыки, поэтому стало больше артистов. Изначально городская тусовка состояла из шести команд, но потом разрослась.

Именно мы начали проводить первые фестивали с граффити, брейк-дансом и прочими элементами хип-хопа. Спонсорами были табачные и пивные компании. Строили сцены на набережной, собирали полный ДК Кирова, а каждые выходные прокачивали клубы.

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Самара, 2008 год. Фестиваль RED BULL.

Ночных заведений было много: «Колесо», «Джунгли», «Алладин», Art & Fact, «Манхэттен», «Сквозняк», «Подвал» и так далее. Можно было непрерывно выступать в них каждую неделю. Кроме того, мы поездили с концертами по Самарской области. Сейчас такого уже нет. Активность есть только на концертах приезжих артистов. В данный момент я занимаюсь объединением LO KICK, в котором состоит шесть человек. Мы продолжаем писать музыку и снимаем клипы с зарубежными артистами.

«Корифеями в этом деле была группа The Prodigy»

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Александр Малец (Капа), рэп-исполнитель:

— В Самаре в конце 1990-х годов музыку для МС писали примерно три композитора. Были еще диджеи, которые баловались со звучанием: DJ ZOFF, Balu, Roll Jazz.  В 1997 году уже были доступны музыкальные сиквенсоры Fruity Loops, ACID, Impulse Tracker и другие. Кроме того, существовал, да и сейчас есть, аудиоредактор Sound Forge, с помощью которого можно было брать иностранные композиции и фрагменты, замедлять или ускорять их. В Sound Forge можно было срезать любой сэмпл. Популярными на тот момент были сэмплы из песни «One» группы U2. Именно оттуда я взял свой первый материал. Также среди джазовых и блюзовых композиций можно было найти годные бочки. Так со временем у музыканта набиралась база звуков, ударных инструментов. Из этого, как из конструктора, составлялась новая композиция с усиленным басом. Именно так создавались первые биты. Самое важное было  — обладать чувством стиля. Знать нотную грамоту или быть профессиональным музыкантом было необязательно.

Для меня корифеями в этом деле была группа The Prodigy. Они сэмплировали просто божественно. Так не делал никто. Ребята объединяли около десятка сэмплов в одной композиции, создавая при этом абсолютно новый материал. Сейчас я чаще всего не использую никакие сэмплы, потому что на смену всему этому пришли качественные MIDI звуки.

 «Кто-то сошел с ума, а кто-то до сих пор качает»

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

DJ Proton:

— Я не пишу музыку, но подобный опыт у меня имеется. Я довольно плотно сижу в этой культуре. Сам занимаюсь диджеингом и коллекционирую пластинки примерно 15 лет.  С раннего детства я интересовался музыкой, охотился за разными исполнителями и изучал индустрию. Для меня хип-хоп культура — это очень сакральное знание. Это не поп-индустрия и не способ заработать деньги. Там, где начинается поп — заканчивается хип-хоп.

Кто-то сэмплирует уже готовые биты, кто-то сэмплирует звуки, которые записал сам на диктофон, кто-то берет куски с неизвестных записей прошлого,  кто-то с известных, кто-то использует звуки из компьютерных игр. Можно перечислять до бесконечности. Все зависит от вашей фантазии.
Лучше всего работать с тем, чем удобно, но самый сок — это работа с аналоговыми сэмлерами. Кстати, в битмейкинге нет понятия байт. Брать «куски» из старых произведений — классика жанра. Вдохновляться можно всем. Зарабатывать можно везде, но не каждому это дано. Если ты орех, то тебе ничего не поможет.

В Самаре и области была очень мощная волна битмейкинга с 2010 по 2014 годы, но потом все уехали в Санкт-Петербург или Москву. Кто-то сошел с ума, а кто-то до сих пор качает.

«Бились, чтобы слушать эту музыку»

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Саша Юноуми:

—  Многие меня знают как битмейкера C.A.S Beatz. Занимаюсь этим делом давно, последние пять-шесть лет профессионально. Музыка сейчас у меня на первом месте, поэтому я последние два года нигде не работаю, открыл свою студию. В начале 2000-х годов мы бились с «нацистами», чтоб слушать хип-хоп. Мы обычно собирались в клубе «Манхэттен». Перед началом вечеринок или концертов к нам приходили скинхеды. Они ждали нас возле клуба. Просто эти ребята считали, что мы не должны слушать музыку «черных».  Предъявляли за все, в частности, за широкие штаны. Сейчас такое трудно представить.

Сегодня  музыку покупают известные артисты и обычные люди, потому что хип-хоп  — самый актуальный жанр на всей планете. Так что я рад, что не свернул с этой «дороги». Работаю в программе Ableton Live. Она стоит около 750 долларов, но мне досталось почти бесплатно. Я купил музыкальный аппарат с таким же прайсом и получил прогу в подарок.

«Культуры нет»

История самарского битмейкинга: они писали музыку для рэперов

Максим Ван:

— Когда я начинал делать биты, в 2007-2008 годах, появилась новая волна музыкантов и исполнителей. Мне кажется, что до нас было мало рэпа в Самаре. Конечно, были Капа и «Мастерская», но имен битмейкеров я не знаю. Помню, как мой товарищ Slippah показал мне FL Studio и понеслось — кики, снейры, хэты и так далее. Однажды я увидел метод сэмплинга у Dani Desh — это многое изменило в моей жизни.

Если говорить о реальном положении дел, то как таковой культуры битмейкинга нет ни в Самаре, ни в других городах, кроме Санкт-Петербурга и Москвы. У нас не проходят ивенты, посвященные этому. Сейчас у битмейкеров нет культовых заведений,  разве что «Горилка». Все пишут музыку и сидят дома. Благодаря интернету тебе не нужно больше куда-то ходить, чтобы знакомиться с людьми и продавать свою музыку. Битмейкинг идёт семимильными шагами вперёд, и наш город не отстает.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации