21.02.2019

Автор: Ева Скатина

Кто и как создает динозавров в Самаре

Главный научный сотрудник отдела природы музея имени Алабина Дмитрий Варенов более 20 лет занимается изучением растений и животных, которые когда-то обитали на территории нашего края.

В музее Дмитрий Варенов курирует палеонтологическое и геологическое направления. Варенов рассказывает, что интерес к естественным наукам у него появился в детстве. В школе он предпочитал другим предметам биологию и химию. В 1988-м поступил на биохимический факультет пединститута. Сегодня, работая в музее, он принимает участие в различных исследованиях и создает макеты ископаемых животных.

— Сложно создавать макеты животных, которых никто никогда не видел?

— Для того чтобы нарисовать или вылепить такое животное, нужно понимать, как оно устроено, требуется определенный багаж знаний. Поэтому я начал изучать специализированную литературу. Это сегодня в интернете можно найти тысячи картинок с изображением плиозавров и динозавров, а раньше ничего подобного не было. При создании макетов я пользовался в первую очередь рисунками чешского художника-реконструктора, классика жанра Зденека Буриана.

— В вашей коллекции есть «доисторические» экспонаты, которые хранятся в музее с его основания?

Петр Алабин организовал краеведческий музей в Самаре в 1886 году. Учреждение несколько раз переезжало, и сотрудникам приходилось на новом месте начинать все с нуля. Поэтому сегодня у нас нет самой первой коллекции, но сохранились отдельные геолого-палеонтологические экспонаты и элементы природной экспозиций 30-х годов прошлого века. В то время музей располагался на улице Пионерской, 22. Что касается ископаемого животного мира, судя по архивным фотографиям, ключевыми элементами старой экспозиции были костяк ископаемого носорога и собранная нога мамонта. Зато сегодня отдел природы занимает три больших зала, в которых выставлено больше 1 500 предметов.

Кто и как создает динозавров в Самаре

— Сейчас исследования продолжаются. Вы выезжаете в экспедиции?

Стараемся по возможности это делать. В прошлом сезоне два раза побывали в «поле». Одна из экспедиций проходила совместно с Московским Палеонтологическим институтом РАН, Самарским техническим университетом и другими коллегами. Мы проводили мониторинг флоры и фауны тирасовых и юрских отложений. Иногда отправляемся в поездку — после того, как жители сообщают о какой-либо находке. Наши экспедиции проходят на территории Самарской области. Среднее Поволжье, особенно Самарская лука, Жигулевские горы являются уникальной природной территорией, где можно найти следы восьми геологических периодов.

Какие интересные находки привезли из поездок?

— За прошедшие годы их было много. Например, несколько лет назад в районе поселка Новокашпирский шахтеры обнаружили крупный фрагмент ископаемой костной рыбы. Это место настоящий кладезь палеонтологических находок. Здесь, под Сызранью, где 150 миллионов лет назад было море, идут разработки горючего сланца, что дает доступ глубоко под землю.

На территории современной Самары тоже есть следы ископаемых животных?

— Наш город стоит на известняках и доломитах, относящихся к палеозойской эре. Тогда, 300 — 250 миллионов лет назад, территория Самары была занята водой. Климат был комфортным, в теплой воде жили многочисленные губки, кораллы, морские ежи и морские лилии, моллюски, рыбы. До нашего времени они дошли в виде отпечатков и окаменевших скелетов и раковин. Среди таких экспонатов есть и редкие находки, хранящиеся в фондах нашего музея.

Кто и как создает динозавров в Самаре

А когда в Самаре появились мамонты?

С наступлением ледниковой эпохи более 10 тысяч лет назад. Кости хладостойких мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей, пещерных медведей были обнаружены при строительстве новой набережной, возведении различных зданий, проведении земляных работ, намывании песка в поймах Волги и Самарки, а также в ходе археологических раскопок. На первом месте по количеству находок — останки мамонтов.

На территории Ленинского района крупные животные тоже водились?

— В 1926 году при прокладке канализации ниже Самарской площади на глубине трех метров под мощным слоем чернозема был обнаружен бивень мамонта. Но самым богатым местом захоронения древних животных считаются территории Кировского, Куйбышевского и Красноглинского районов. В начале 90-х в краеведческий музей обратились аквалангисты дайв-клуба «Бестер». На дне Волги в районе Студеного оврага они нашли целое «кладбище» крупных животных — нескольких видов слонов, носорогов, бизона. Часть находок удалось поднять на поверхность в начале 2000-х. Кроме того, в 1996 году в устье Студеного оврага был найден фрагмент челюсти верблюда. Часть находок из этих мест представлена в экспозиции музея.

— Как специалист вы чувствуете, что в последнее время интерес к палеонтологии возрос?

Действительно, сейчас мы наблюдаем бум, повышение интереса к палеонтологии. Думаю, что это связано в том числе и с новыми визуальными возможностями. Если раньше можно было найти только скучные книжки с черно-белыми картинками, то сейчас современная графика, технологии 3D-4D позволяют создавать спецэффекты на уровне Голливуда.

В прошлом году мы решили объединить увлеченных палеонтологией людей. Для этого было создано «Самарское палеонтологическое общество».