От чего защищать наследие старой Самары?

14.02.2019

55

Автор: Илья Сульдин

Фотограф: Екатерина Елизарова

От чего защищать наследие старой Самары?

Когда мы говорим об охране и защите, предполагается, что на объект нападают, атакуют. И на сайте «Хранители наследия», пожалуй, самый обновляемый раздел новостей, увы, о потерях.

Таких, рядом с которыми наши жалобы кажутся просто жалкими. Вот только последние сводки:

  • в Красном Селе гибнет дворец великого князя Михаила Павловича;
  • в Пскове Анастасиевскую часовню норовят уронить в котлован;
  • в центре Москвы сносят здание XVII века.

Согласитесь, что на таком фоне наши, городские, новости про то, что рядом с Фабрикой-кухней построят высотки… Ну, неприятно, конечно, но не ужас-ужас.

Это, правда, не значит, что все хорошо и безоблачно. И памятники руинируются, как, например, дом губернатора и здание реального училища. И реконструкцию архиерейского подворья проводят по такому странному проекту, что хочется развидеть. То есть угрозы существуют, хотя, конечно, после смены городской администрации и губернаторских выборов ситуация заметно улучшилась.

Новости про снос в основном касаются памятника уголовному авторитету или обсуждения очень теоретической возможной смены Ленина на Романова.

От чего защищать наследие старой Самары?

Или от кого?

Как и в ситуации с вождем пролетариата и царем, здесь тоже очень соблазнительно перевести все на личности. Раньше были плохие чиновники и ужасные строители. Но теперь все изменилось, и чиновники стали хорошими, и строители, но… Актуализация вопроса охраны наследия, это не только заслуга отдельных лиц, это общий тренд, который наметился в России в последние годы — возвращение к патриотизму и национальному самосознанию. Любить свою Родину и не ценить ее наследие — просто нонсенс. Более того, отношение к памятникам и наследию — это самый верный тест на искренность и глубину патриотизма. Сохранение памятников — лишь часть его, но часть неотъемлемая. Любовь к родному пепелищу — нам классик завещал.

Есть два главных явления, вечных и современных, которые угрожают памятникам и всему нашему наследию. Это жадность и безразличие. Страшнее врагов у наследия нет. Но есть и еще одна грустная новость, которая даже важней, чем сильные враги.

Неочевидное

Для большей части нашего населения сохранение памятников культуры и архитектуры, вопросы наследия не находятся в зоне жизненных приоритетов. Это факт, подтвержденный многочисленными опросами. Такая ситуация, с не очень большими отклонениями, существует в крупных промышленных городах России. На это любят ссылаться чиновники, так же как и на малочисленность жителей центра.

Действительно, в Самаре два центральных района населяет людей в разы меньше, чем Кировский или Промышленный. Однако в большинстве таких опросов и социологических выжимок есть лукавство: жители районов обычно принимают тему сохранения наследия, как ущемление их интересов. «Потратили кучу денег на реставрацию каких-то развалюх в центре вместо того, чтобы сделать нам в микрорайоне сквер!». Такая риторика, надеемся, будет звучать все реже, по мере реализации программы «Комфортная городская среда», которая предполагает равномерное благоустройство центров и окраин.

От чего защищать наследие старой Самары?

Но дело здесь не только в ущемлении интересов, пусть даже теоретическом. Наша страна и Самара, конечно, и весь мир переживают глобальный процесс урбанизации. Внимание к памятникам и прошлому — это элемент городской культуры, которая сейчас в наших городах только формируется. Да, для этого понадобятся поколения, но процесс уже запущен, и примерно предполагая, как он пойдет, можно догадаться, что за уничтожение исторического наследия потомки нам спасибо не скажут и гордиться нашими бетонными скворечниками, выросшими вместо исторической застройки, вряд ли будут.

Так почему же продолжают расти бетонные уроды, а историческая застройка остается под угрозой?

Жадность

Смертный грех. Как писал Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 100% прибыли. А постройка 16-20 этажных махин на месте деревянных домиков, это бизнес с другой рентабельностью. Даже при учете коррупционных составляющих, нестабильности рынка и т.д., люди строили дома получая многие сотни процентов рентабельности. И шли на преступления. Сколько пожаров было в старой Самаре, вслед за которыми следовал снос и возведение на этом месте многоэтажки? Такие истории продолжались до недавнего прошлого.

Например, стоимость земли в районе площади имени Куйбышева так велика, что остановить огонь может только четкий запрет: после пожара застройка на площадке запрещена. Так поступают во многих городах России, и для Самары это было бы очень полезным решением. Сохраняющим не памятники, но старую застройку. Городскую среду, которая составляет нашу основную ценность. Остановить человеческую алчность очень сложно. Поток коррупционных дел — тому подтверждение, но оградить памятники от этой угрозы вполне реально. Если только есть желание.

От чего защищать наследие старой Самары?

Невежество и безразличие

Это главные враги исторической памяти и наследия. Два чувства, которые, увы, вредят даже больше, чем алчность. И это не просто отсутствие образования или каких-то базовых культурных представлений. Это агрессивная позиция, которую навязывает мир потребления. В этом мире мега-моллы и автодороги несомненно ценней, чем отреставрированные деревянные дома. И потребление, как главный элемент глобализации, здесь является базовой ценностью, в противовес всему национальному, местному, уникальному. Процесс очень сложный и многообразный — ведь это не только Россия, весь мир в угаре глобального капитализма. И если человек не понимает в чем ценность памятника архитектуры, сносит его, как законный собственник, чтобы построить высотку, или торговый центр. С точки зрения капитализма он поступает верно. С точки зрения капитализма, как сиюминутной прибыли, личного обогащения. С точки зрения капитализма, как накопления и создания дополнительной ценности, конечно, надо придумать как сохранить памятник.

Но борьба с невежеством и безразличием, конечно, не может вестись только изменением государственной политики или активностью губернатора или мэра. Потому что у этой проблемы есть и другое измерение. Мы все знаем о «Том Сойер Фесте», радуемся его успехам, но кто знает в чем его главная проблема? Не так много добровольцев. Люди не то чтобы против, но… и начинается долгое перечисление причин. О том, почему легче ничего не делать, много сказано. Но этот враг как раз может быть побежден. Личным примером, привлекательным видом отреставрированных домов и самого главного чувства. Что все мы являемся наследниками огромной великой культуры, воплощенной не только в Толостом и Шаляпине, но и в деревянном наличнике с улицы Садовой.

Читайте также:

Новости

В Самаре привели в порядок Парк Победы

В рамках месячника по благоустройству в Парке Победы прошел субботник. В нем поучаствовали депутаты городской думы, сотрудники контрольно-счетной палаты, представители […]

Новости

В Самарской области обсудили будущее Академии футбола имени Юрия Коноплева

В пятницу, 19 апреля, в рамках рабочей поездки в Ставропольский район губернатор Дмитрий Азаров провел совещание по развитию тольяттинской Академии футбола […]

Новости

В Самаре обновляют дорожную разметку

В Самаре после зимы приводят в порядок автодороги. В целях повышения безопасности дорожного движения наносят горизонтальную разметку. К обновлению приступили […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации