«Самарская газета» изучила уникальные документы об истории Загородного парка

10.02.2019

267

Автор: Ирина Шабалина

Фотограф: Владимир Пермяков

"Самарская газета" изучила уникальные документы об истории Загородного парка

Какие факты из исторического прошлого хранит волжский склон между Постниковым оврагом и 1-й просекой?

Чтобы ответить на вопрос, мы обратились к нескольким источникам. Во время поисков, благодаря поддержке управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, получили уникальные архивные документы.

"Самарская газета" изучила уникальные документы об истории Загородного парка

Виллы побережья

Как известно, волжский берег от Постникова оврага до Барбошиной поляны на рубеже позапрошлого и прошлого веков застраивался купеческими, дворянскими дачами. Нынешний Загородный парк как раз расположен на прежних дачных участках, которые в те времена назывались «садами». На старом самарском плане города именно так территория и обозначена.

Местный купец, меценат, краевед, археолог, художник Константин Головкин писал в начале XX века в своих краеведческих записках: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и вместе с тем являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами, электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, фонтанами, разного рода затейливыми трельяжами и прочим. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

При этом, как рассказывают записки, «самый берег заселялся крайне медленно, и его, по возможности, избегали. Лучшие дачи местных богачей были удалены от Волги и находились по дорогам Семейкинской, Смышляевской и Черновской. Причиной было то, что берега боялись, так как он был пустынен, удален от дороги и людей и не всегда безопасен, а отчасти из-за того, что в большую часть года попасть в береговую полосу было затруднительно из-за бездорожья и отсутствия пароходного сообщения».

"Самарская газета" изучила уникальные документы об истории Загородного парка

Побаивались этих мест еще и потому, что считали их нездоровыми, малярийными: слишком уж много близ воды было комаров и мошки.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#84af94″ image=»»]Загородный парк был открыт 6 июля 1932 года на месте бывшей усадьбы. Газета «Волжская коммуна» в те дни сообщала, что в городе «открылась Центральная база культуры и отдыха». Проект планировки парка разработали архитекторы Долганов и Варенцов. Загородный — памятник природы местного значения. Его площадь 42,4 гектара. Здесь произрастают дубы в возрасте 100 и более лет, сохранились редкие виды растений. Всего, согласно паспорту памятника природы, насчитываются тысячи деревьев и кустарников. В апреле 2010 года распоряжением областного правительства парк был официально закреплен за ГУСО «Самаралес», подведомственным учреждением областного министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Это подчинение сохраняется до сего дня.[/vrezka]

Особняк на косогоре

На той части берега, где расположен сейчас Загородный парк, и сегодня стоит одна из дач. Очень интересная деревянная постройка с балкончиками, лестничными маршами, обзорной башней. А вот информация о ней в разных источниках довольно скупа. Временем постройки исследователи считают самое начало XX века. Архитектором, предположительно, Филарета Засухина. Самарский зодчий Ваган Каркарьян считал, что построена дача в русском стиле с элементами модерна.

"Самарская газета" изучила уникальные документы об истории Загородного парка

Что наиболее ценно, здание дошло до нас практически в первозданном виде. Кто был владельцем этой дачи? Самарские краеведы Алексушины считают таковым купца Петра Аржанова. Тот в 1889 году удочерил, с присвоением фамилии, девочку Елену, которая впоследствии вышла замуж за подпоручика Сипина. Дача в нынешнем Загородном парке стала частью ее приданого. Но есть и мнение, согласно которому дача какое-то время принадлежала известному самарскому врачу Моисею Гринбергу.

Нужна информация

Почему на здании нет никакой исторической таблички? На этот вопрос мы получили ответ из управления госохраны объектов культурного наследия: «В архиве управления имеется информация о расположенных в границах парка объектах археологического наследия, а также о выявленном объекте культурного наследия «Дача №56, принадлежавшая жене поручика Е.П. Сипиной». В соответствии с пунктом 1 статьи 27 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями». Следование профильных ведомств нормам закона понятно, но краеведческая информация в парке, в той или иной форме, все равно нужна. И об истории территории, и о сохранившихся с прежних времен строениях. Хочется надеяться, что этот пробел будет восполнен при предстоящей реконструкции. Документы-то есть, нашей редакции управление госохраны предоставило целый список архивных раритетов.

Документы рассказывают

Вот что рассказывают документы из архивных фондов губернской земской управы, Самарской городской управы, Самарского горисполкома и управления здравоохранения администрации Самары.

История «дачи Сипиной» началась задолго до 1917 года. В 1874-м городская дума на заседании 11 июля поручила городской управе «на лесном участке, расположенном по левому берегу р. Волги, от Барбашиной поляны до кумысолечебного заведения г-на Постникова… разбить земли на участки в 3 и 5 десятин для отдачи с торгов под разведение садов». План нарезки был представлен в городскую думу 19 января 1877 года. «…Образовалось 93 участка. Границы участков в большинстве случаев проходят по оврагам. Дороги (предполагается) устроить через каждые 2 участка поперек леса по направлению к р. Волге от дороги, идущей из города в хутор Сорокин».

Продолжение следует.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации