Своими глазами

Своими глазами. Как делают канатные дороги в Самаре

Самарское предприятие выпускает большинство горнолыжных подъемников страны.

В последние годы горнолыжный отдых набрал такую популярность, что на большинстве зимних курортов в выходные дни и праздники аншлаг. А где курорт, там и канатные дороги. Между тем далеко не все в курсе, что подавляющее большинство канаток России спроектированы и сделаны с нуля у нас в Самаре. Мы побывали на производственной площадке группы компаний «СКАДО», что на Южном проезде, у пересечения Заводского шоссе и улицы Авроры.

Сочинская «Роза Хутор», парк отдыха «Хвалынь», курорт «Металлург-Магнитогорск», горнолыжный комплекс «Шерегеш», «СОК Красная Глинка». Канатки для этих объектов делали именно на самарском предприятии.

Немного истории

История этого завода начиналась в 1939 году вовсе не с канатных дорог. Сначала это были механические мастерские управления Росглавхлеба. Изготовлением металлоконструкций для канатных дорог здесь начали заниматься с 1957-го. Канатки тогда изготавливались исключительно грузовые. А вот с 90-х годов все резко поменялось. Грузовых уже почти не заказывали, зато все больше стали пользоваться спросом пассажирские подъемники. В 2000-х годах и вовсе случился бум: горнолыжный отдых вошел в моду, один за другим строились комплексы по всей стране, начали возводиться олимпийские объекты в Сочи, и большинство заказов шло в Самару. Заводчане подсчитали: с 1991 года наши специалисты построили 355 канатных дорог. Это 85% всех канаток России и стран СНГ.

Производственная цепочка

Вместе с президентом группы компаний Александром Козловским — опытным горнолыжником и фанатом своего дела — и гендиректором производственного подразделения Василием Гнесем идем по всей производственной цепочке.

Все начинается с проектирования. Над этим трудятся около 40 специалистов проектно-конструкторского бюро предприятия. Могут нарисовать, просчитать всю инфраструктуру горнолыжного курорта. Своя геодезическая группа тоже есть, потому что без точной геосъемки канатная дорога появиться не может. Каждый объект уникален, рельеф везде разный, неодинаковы и горные породы, где предстоит монтировать линии.

Непосредственно в производстве заняты около 100 человек. Завод изготавливает около 70% всех комплектующих для канатных дорог, начиная с огромных свай-опор. Наше предприятие не производит только кабинки, канаты, электродвигатели, редукторы — эти комплектующие, как выяснилось, стопроцентно импортные. Их делают только на четырех заводах Европы — там, где поближе Альпы, буквально изъезженные горнолыжниками вдоль и поперек.

Идем в цех металлоконструкций. Наблюдаем, как идет сварка очередной огромной опоры для новой канатной дороги курорта «Роза Хутор» в Сочи. Сначала для нее подготовили «выкройки» из металлопроката на огромном 170-тонном прессе. Поработали и гильотинные ножницы для рубки металла — они делают заготовки правильной формы, и станки плазменной резки для деталей иных конфигураций, более сложных. Перед сваркой металлопрокат проходит через дробеструйную обработку, чтобы убрать всю окалину, защитить поверхность от коррозии. Ведь главное в конструкциях для канатных дорог — безопасность, поэтому все ходы просчитываются и проверяются. После сварки обязателен ультразвуковой контроль.

Только на этом предприятии есть единственный в Самарской области вальцовочный станок, который обрабатывает стальной лист толщиной 12 — 18 миллиметров. Он придает листу нужную конфигурацию, заданную компьютерной программой. Только здесь работает уникальный лобовой станок для обработки комплектующих резцами, чтобы деталь с миллиметровой точностью вгонялась в размер. Только здесь изготавливают огромные стальные кольца диаметром 2,5 метра, которыми потом будут соединяться опоры. Например, для «Роза Хутора» опоры сейчас делают 47-метровые. Вот такие монстры рождаются в самарских цехах и вскоре отправятся для монтажа в Сочи.

В цехе механической обработки станочники трудятся над мелкими деталями для крепежей и прочих нужд. Недавно приобретен новый универсальный токарный станок особой точности, многооперационный станок с числовым программным управлением. На производственной площадке расположены и два механосборочных цеха, специальный малый сборочный цех детских учебных канатных подъемников — бэбилифтов. Эти малыши, кстати, и дают самую солидную выручку. Потому что далеко не все, кто встает на горные лыжи или сноуборд, доходят в своем совершенстве до трасс среднего и высшего уровней. Но абсолютно все решившиеся себя испытать обязательно проходят через учебные склоны, а значит, через бэби-лифты. На них и покупают 80% от общего числа ски-пассов -абонементов на подъемники.

Монтажники-высотники

Здесь же, на нашем заводе, идет контрольная сборка всех узлов перед отправкой на горнолыжный комплекс. В цеховых условиях они подгоняются, затем разбираются, и новая окончательная сборка будет уже на месте, в полевых условиях, на конкретном горном склоне. Чья это работа, требующая самого высокого мастерства? Наших же, самарских, специалистов. На них же лежит самая ответственная операция — счалка канатов. Они так ювелирно счалят — соединят стальные нити, что неспециалист и не найдет места этого соединения. Такие канаты, кстати, выдерживают нагрузку до 50, а то и 100 тонн. У завода есть такие уникальные, штучные специалисты по счалке.

После сборки

Самарское предприятие не только строит канатки под ключ, но и занимается сервисным обслуживанием, поставляет запасные части, занимается техническим перевооружением, регистрирует объекты в Ростехнадзоре.

Наш завод — еще и сервисный центр ратраков — машин для уплотнения снега на горнолыжных склонах — и снежных пушек.

Так что освоены по сути все этапы. И самые разные виды канатных дорог — комбинированные подвесные, гондольные, кресельные, буксировочные, грузовые, ленточные, фуникулеры…

 
 
 
 
 
 
 

    Всем этим занимается коллектив единомышленников. Александр Козловский рассказывает, как подбирается команда:

    — Чтобы и инженером, рабочим был грамотным, и любил горы, лыжи. Случайных людей у нас нет. Почти всех, кто здесь трудится, мы ставим на горные лыжи, и они ездят на комплексы по всей стране, которые мы же и проектировали, строили. Приветствуется у нас и знание иностранных языков, поскольку много заказчиков из-за рубежа. А главное условие — преданность делу. Наша продукция служит красоте, спорту, оздоровлению людей. А значит, мы должны не просто клепать болты по чертежам, а создавать отличные, современные, безопасные дороги людям на радость.

    Метки

    Добавить комментарий

    Комментарий появится после модерации.

    Газета

    Приложение