Что показывают детям самарские театры

23.01.2019

74

Автор: Маргарита Петрова

Что показывают детям самарские театры

Мы решили рассказать о спектаклях для детей и подростков, которые ставят в театрах Самары.

Для самых маленьких зрителей афиша предлагает достаточный выбор. Особенно «урожайно», конечно, перед Новым годом. Но и в обычные дни есть куда сходить всей семьей. Спектакли для подростков — больная тема репертуара любого театра. Эту проблему регулярно пытается решить лаборатория молодой режиссуры, которая ежегодно проходит в «СамАрте», и его же фестиваль «Золотая репка». И успешно: большая часть постановок для тинэйджеров вышла из этих проектов.

Народные традиции на новый лад

Впервые сказку «Свет-Луна» Даниила Безносова самарцы увидели в рамках фестиваля-лаборатории «Золотая репка» в исполнении труппы сахалинского театра. Веселая история так понравилась руководству «СамАрта», что молодому режиссеру предложили сделать ее с актерами нашего тюза.

Сюжет знакомой всем сказки «Царевна-лягушка» здесь немного видоизменен. Место земноводного заняла старушка. Но она, как и полагается, — заколдованная красавица. Спектакль не имеет шансов не понравиться. Оригинальные находки постановщика, например, бесконечные трансформации одних персонажей в других, добрый юмор, народные костюмы, увлекательный сюжет, каламбуры, незабываемые номера с девицами, поющими про «пчелочку златую», и стариками, рассказывающими сказку.

Мальчик, который выжил и не озверел

Спектакль «Маугли» — одна из последних премьер театра «СамАрт». Сценическое повествование начинается с картины джунглей. Но не природных, а каменных.

Вместо щебетания птиц и шелеста листвы здесь — навязчивый шум большого города. Вместо лиан — металлические цепи. А большие бруски выстраиваются в центре сцены в вереницу небоскребов мегаполиса. Точно определить, где и когда происходит действие, нельзя. Авторы спектакля Татьяна Наумова и Павел Самохвалов погружают зрителя в яркий мир абстрактных существ. Кто это — люди, одетые в странные наряды и живущие в постапокалиптическом мире по законам стаи? Или звери, эволюционировавшие до человеческого облика? Костюмы, на создание которых художника Марину Евдоченкову вдохновили коллекции Едзи Ямамото, завораживающие полуживотные-получеловеческие танцы, условность быта — все это создает неповторимый и завораживающий визуальный образ спектакля.

Что показывают детям самарские театры

Второе «лицо» постановки — аудиоряд. За отсутствием вербального текста пластика в постановке Павла Самохвалова, музыка Василия Тонковидова и звуки звериных «голосов» полностью заменяют диалоги.

Но каким бы захватывающим и увлекательным ни был этот мир, все же это история о Маугли — о его превращении из малыша в воина. Человеческий детеныш в исполнении Алексея Кондрашева проходит долгий путь становления. Он преображается даже внешне — прямая спина (Маугли смирился со своей двуногой вертикальностью), уверенность в движениях, отсутствие суетливости и осознание своей силы. Ставший настоящим воином главный герой покидает тех, кто научил его всему, и уходит в мир, о котором пока ничего не знает.

О самом страшном

Постановка «Сторожевая собачка» по пьесе Пера Виттенболса родилась из эскиза, представленного начинающим автором на лаборатории «Молодая режиссура. Спектакли для маленьких» в сентябре 2012 года. Ученица знаменитого Кирилла Серебренникова Евгения Беркович справилась с тяжелой темой смерти одного из родителей и сумела сделать «пробу спектакля», не нарушив хрупкий баланс между трагедийностью и юмором.

«Несущий» режиссерский прием предъявлен зрителям сразу. Главных персонажей — сестер — играют Юрий Коннов и Алексей Кондрашев, а их соседа — Марина Щетинина. Пришедший в гости «мальчик» начинает задавать странные вопросы для подготовки школьного доклада. «Страшно смотреть на покойника?» «До вашего папы вы видели других покойников?» «Что означают слова «мои соболезнования»?»

Спектакль имеет возрастное ограничение до 12 лет. Разговор у режиссера идет с почти взрослыми людьми о серьезной проблеме. Да что там «проблеме». О самом большом горе в жизни — потере родного человека. В финале мама (Татьяна Михайлова) произносит монолог. На фоне полуигрового, несерьезного спектакля, где ничего, кажется, не воспринимают всерьез, этот рассказ об ушедшем любимом муже и отце, со всеми его недостатками и достоинствами, звучит искренне, пронзительно, вызывает комок в горле и слезы.

 Из жизни пингвинов

Произведение Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» было впервые представлено публике на фестивале театра «СамАрт» «Золотая репка» в 2007 году в виде читки. А потом «пошло» по стране. Тонкая и остроумная пьеса дает возможность поговорить с детской и взрослой аудиторией о дружбе, вере в бога, преданности и личной ответственности. В театре «Актерский дом» к ней обратился пять лет назад выпускник Самарской государственной академии культуры и искусств Леонтий Бородулин.

…Три неразлучных друга-пингвина коротают дни на Южном полюсе. Ловят рыбу, вглядываются в бесконечный простор снежной пустыни и ссорятся-ругаются-дерутся. Характеры героев режиссер обозначил цветом. Есть положительный в белом костюме, промежуточный — в сером и «плохиш» в черном. «Гадкий утенок» допускает крамольные высказывания, отбивается от коллектива и как результат — не получает приглашения на ковчег, который призван избавить от гибели «каждой твари по паре». Но чувство привязанности к товарищу не позволяет пингвинам спастись вдвоем. Они запихивают в чемодан своего друга и тайно проносят на ковчег.

Спектакль имеет возрастную рекомендацию от 7 до 77 лет. Можно просто повеселиться, наблюдая за приключениями веселых персонажей. Можно составить свой список цитат и задуматься над ними на досуге: «- Почему мы все время ссоримся? — Должны же мы чем-то заниматься»; «Где-то там, не здесь, наверняка лучше», «Я плохой, потому что меня таким создал бог» и т.д. А можно вновь и вновь обнаруживать в героях постановки черты, присущие себе самому или близким.

Что показывают детям самарские театры

 Морозная сказка

История, знакомая с детства сразу по нескольким источникам. Всем читали эту хрестоматийную сказку Ганса Христиана Андерсена. Все смотрели одноименный мультфильм и ставший классикой советский фильм с Еленой Прокловой в главной роли.

Спектакль театра «Город» стоит посмотреть не только и не столько для того, чтобы еще раз проследить развитие известного сюжета. Это параллельная вселенная, созданная режиссером Игорем Катасоновым, полная метафор и образов. На сцене нет обыденности и быта — все рождается в голове у публики, прорастает из тех зерен, которые постановщик рассыпает перед зрителями.

По словам постановщика, этот спектакль — попытка разговора с современным ребенком на понятном ему языке. Режиссер стремится к тому, чтобы юный зритель, сидя в зале, стал настоящим сотворцом. Дорогу к сердцу и воображению автор прокладывает не посредством пестрых костюмов и броского грима, а через доверительные интонации и атмосферу, которой способствует авторская музыка, написанная специально для спектакля.

Что показывают детям самарские театры

 

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации