В «СамАрте» представили спектакль по мотивам поэмы Гомера

17.01.2019

28

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

В «СамАрте» представили спектакль по мотивам поэмы Гомера

Во время показа спектакля Анатолия Праудина «Гамлет» некоторые зрители покидали зал самарского ТЮЗа. Может быть, они же, а может быть, другие неравнодушные граждане потом писали в театр письма о недопустимости подобного вольного обращения с бессмертным произведением великого классика. Что ж, новая постановка известного режиссера дает основания к тому, что без корреспонденции «СамАрт» опять не останется.

В «СамАрте» представили спектакль по мотивам поэмы Гомера

Неоднократно повторяя, что взял для работы православный перевод Жуковского, Праудин отводит ему не так уж много места. В полуторачасовом спектакле «Одиссея» много живой музыки — за нее отвечает лидер группы «Контора Кука» Владимир Елизаров. И много действия, которое почти всем своим весом ложится на плечи исполнителя главной роли и соавтора постановки Алексея Елхимова.

Чувствовал, что пора уже браться за тему, которая всех волнует: наши взаимоотношения с жизнью, с богом. Возникает серьезный вопрос «Как жить?» Поэтому обратился к Гомеру. Это вторая часть трилогии. Существует некая центральная тема: во всех своих бедах и катастрофах мы сами и виноваты. Гомер в этом смысле является некой осью. А на нее нанизаны еще два проекта, которые актуализируют тему на современном этапе. Один из них уже осуществлен, идет в Санкт-Петербурге — «Донецк. 2-я площадка». Третья часть будет про Сектор Газа. Хотелось бы как-нибудь сыграть всю трилогию в три дня. Анатолий Праудин, режиссер – постановщик спектакля «Одиссея»

 

Герой, только что вставший с дивана перед телевизором и одетый по этому случаю в линялую майку и семейные трусы, убегает от заевшей его тоски. Скучные программы, орущий ребенок — все это подливает масла в огонь свербящего внутри ощущения, что где-то там определенно лучше. И, надев современные доспехи — боксерский шлем и капу, он начинает свой изнурительный марафон.

Куда же несется на всех парусах? Что ищет? Цель меняется с течением времени. Сначала Одиссея привлекают приключения и нажива. Он без сожаления разоряет чужие поселения и берет все, что захочет. Потом пытается вернуться назад. И к дому, который оставил, и к себе, которого в тщетной суете потерял.

Для музыкального оформления мы пригласили лидера группы «Контора Кука». Хотелось, чтобы в самарских спектаклях звучали произведения местных исполнителей. А его песни очень кинематографичны. Планируется, что в феврале опять покажем «Одиссею» на сцене «СамАрта». Алексей Елхимов, актер, режиссер

Важный для автора спектакля символ — хлеб. Из буханок (вернее, стилизованной бутафории) собраны и дома, и свиньи, в которых обратила друзей Одиссея Цирцея. А также запретные быки Гелиоса, пожрав которых спутники главного героя лишились шансов на благополучный исход. Бог стер день их возвращения.

В «СамАрте» представили спектакль по мотивам поэмы Гомера

Диалог богов и людей — отражение главного конфликта истории. На повторяющееся рефреном «За что?!» звучит постоянный ответ «Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют». Печальный марафон Одиссея — продолжение темы, начатой в первой части праудинской трилогии. В спектакле «Донецк. 2-я площадка» герой также в поисках лучшей жизни обрекает себя на муки. Он лишен возможности выбраться из исторического и политического капкана, и все его существование сведено к попытке поддержать в себе тление жизненных сил.

В финале Одиссей берет наконец судьбу в свои руки и начинает замешивать тесто, чтобы испечь хлеб. Сменивший тактику разрушения на созидание, он в конечном итоге обретет покой. Его жизненный путь завершится. А зачем нужна дорога, если она не ведет к дому?

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации