Исторические версииИстория

Потомки самарских купцов собрали коллекцию уникальных открыток

В семье Иевлевых хранят уникальные старинные почтовые открытки.

Сегодня благодаря современным технологиям достаточно несколько секунд, чтобы отправить красочное послание в любую точку нашей планеты. И лишь малая часть людей готовы идти на почту, чтобы послать друзьям и родственникам настоящие открытки. А жаль, ведь эти кусочки картона на протяжении десятилетий хранят память о событиях, происходящих в наших семьях. Кроме того, рисунки на открытках тесно связаны с историей и культурой страны. Они способны о многом рассказать будущим поколениям.

Например, в альбоме, доставшемся потомкам купеческой семьи Иевлевых, есть новогодняя открытка времен Первой мировой войны, а также рождественские послания, выполненные по эскизам известнейших российских художников.

По иностранному образцу

Сегодня поздравительные карточки конца XIX века стали уже большой редкостью. В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Тогда на них еще не было иллюстраций. И производить их разрешалось только почтовому ведомству. На одной стороне открытки указывали адрес и наклеивали марку, а на другой писали сообщение. При этом рядом размещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». И правда, мало ли что придет на ум отправителю.

Только 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». Предприимчивые купцы не могли упустить такую возможность заработать. Они стали закупать в Англии и Германии основу для поздравительных писем, которые уже давно имели хождение за границей. А затем печатали на бланках надписи на русском языке. Кстати, одна из открыток альбома Иевлевых явно скопирована с иностранного образца. На ней дама в длинном платье со шлейфом учит ходить малыша. И две надписи, на русском и на французском, — «Первые шаги».

Людям хотелось увидеть на открытках наши реалии, национальные традиции. Со временем их желание исполнилось. Производство собственных поздравительных открыток было налажено в Российской империи только в 1898 году. Зато какими великолепными они были! В их изготовлении участвовали профессиональные художники, такие как Николай Каразин, Елена Поленова, Елизавета Бем, Борис Зворыкин и многие другие. Открытки, которые были напечатаны с эскизов этих авторов, знатоков русской национальной культуры, считаются образцами высокого искусства и дорого ценятся у коллекционеров разных стран.

Рисунки — в помощь сестрам милосердия

Первым русским художником — автором открыток считают Николая Каразина. Он особенно интересен самарцам, так как бывал в нашем городе. И даже участвовал в качестве художника и журналиста в знаменитой Самарской научной экспедиции, которую возглавлял князь Николай Константинович Романов.

Ученик баталиста Богдана Виллевальде, Каразин проявил себя на военном поприще, участвовал в походе на Бухару. Во время турецкой кампании он отправился на фронт в качестве корреспондента-иллюстратора. В те годы его другом стал другой прославленный баталист, Василий Верещагин. Но в отличие от него Каразин редко писал большие полотна. Больше всего он любил рисовать миниатюры и акварели. В 1871 году его рисунки были помещены в журнале «Всемирная Иллюстрация».

К созданию открыток Каразина привлекли члены Общины святой Евгении — как участника и летописца Русско-турецкой войны. Эта организация занималась помощью сестрам милосердия, работавшим на фронтах. Медсестры и санитарки, помогавшие нашим войскам на Балканах, оставили там здоровье и силы, а кто-то после ранений получил инвалидность и нуждался в серьезной поддержке. Члены общины решили, что выпуск и продажа иллюстрированных открыток дадут необходимые для благотворительной деятельности средства.

В 1898 году организация начала осваивать новое направление, а в ХХ веке стала лидером в этом бизнесе. К тому же община первой решила открыть специализированные киоски по продаже открыток. Напечатанные в виде открытых писем миниатюры Каразина «Ряженые», «Цугом», «Праздничные гулянья» можно назвать первыми русскими рождественскими карточками. Они не содержали поздравительной надписи, но каждый мог оставить свои пожелания на свободном месте, прямо под рисунком.

Истинно русские картины

У Иевлевых нет открыток Каразина, но сохранилось много работ самых популярных авторов — Бориса Зворыкина и Елизаветы Бем.

Биографические сведения о Борисе Зворыкине, избегавшем излишней публичности, весьма скудны. Известно, что он родился 1 октября 1872 года в Москве в купеческой семье. В 1892 — 1893 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще в юности, подобно Ивану Билибину, он увлекся «русской темой». Его учителями стали Елена Поленова, Виктор Васнецов и Сергей Малютин. Любовь к русской старине — истории, легендам и фольклору, интерес к декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии и книжной миниатюре стали тем стержнем, который проходил через все творчество Зворыкина.

Его открытки по-настоящему художественны. Их отличает теплый, неяркий колорит. Художник с любовью выписывает своих персонажей — людей из народа, которые участвуют в старинных обычаях. Будь то колядование в ночь на Рождество, возвращение из церкви после рождественской молитвы, встреча и угощение дорогих гостей. Костюмы его героев выполнены с этнографической точностью.

Имя Елизаветы Бем сегодня известно далеко не всем, но в конце XIX и начале XX столетия она пользовалась невероятной популярностью. Ее работы были в коллекциях императорского семейства, приобретал их и такой знаток искусства, как создатель знаменитой художественной галереи Павел Третьяков. И даже в крестьянских избах и домах рабочих находилось место для открыток Елизаветы Бем, расходившихся по всей Российской империи.

Продолжении следует.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение