Культура

Корсиканские страсти, злой доктор и Дон Жуан. О «сценической карте» театральной Самары

2019-й объявлен в России Годом театра. В этой связи «Самарская газета» начинает серию тематических публикаций.

Вопрос «Что можно посмотреть?» театралы слышат очень часто. Как на него ответить? И начинается исследование вкусов и интересов. «Вы любите комедии или драмы? Классику или современные пьесы? Вам обязательно наличие бархатных портьер или деревянные лавки не смутят?»

Каждый спектакль по-своему интересен. И только со временем становится понятно, какое место он займет в едином городском репертуаре.

Попытка исследовать эту «сценическую карту» — в новом проекте «Самарской газеты», посвященном Году театра.

Любая симпатия-антипатия — дело сугубо индивидуальное. Поэтому рекомендации и советы относительно того, что и где посмотреть, — не истина в последней инстанции, а мнение отдельно взятого человека.

В первой публикации проекта — спектакли, которые можно назвать «бенефисными» для актеров.

Самара — город с давними театральными традициями. Одна из них — ходить «на артиста». Любовь к служителям Мельпомены неизбежна. Они в свете рампы произносят патетические речи и пафосные монологи, объясняются в любви красавицам и побеждают негодяев. В общем, от любви публики им не спрятаться, не скрыться.

Царь Борисов

Главная драматическая сцена города — Самарский академический театр драмы имени Горького. Поэтому неудивительно, что большинство кумиров служат именно здесь.

Самый именитый из них — народный артист РФ, лауреат Государственной премии России Владимир Борисов. Он известен ролями не только в театре («Золотая карета», «Левша», «Волки и овцы», «Записки сумасшедшего», «Хитроумная дуреха», «Полковник Птица», «Подари мне лунный свет», «Пока она умирала» и другие), но и в кино («Вечный зов», «Емельян Пугачев», «На исходе лета»).

Владимир Борисов недавно отметил на сцене родного театра юбилей. Главным подарком зрителям стала премьера спектакля «Лев зимой» в постановке Валерия Гришко.

Пьеса Джеймса Голдмена изобилует сарказмом и шпильками, эмоциональными всплесками и неожиданными разоблачениями, а персонажи мгновенно перемещаются от полюса любви к полюсу ненависти и обратно. Это позволяет опытным актерам проявить весь спектр наработанных приемов.

Корсиканские страсти

Еще одна королевская особа появилась на сцене театра драмы в апреле этого года. Образ Наполеона Бонапарта в спектакле Валерия Гришко «Корсиканка» создал другой кумир самарской публики — Владимир Гальченко. Год назад он стал обладателем «Золотой Маски» за роль Князя Серпуховского в «Истории лошади».

Пьеса Иржи Губача «Корсиканка» («Адъютантша его императорского величества») идет во многих театрах страны, поскольку сочетает юмор, известных исторических персонажей, национальный флер, любовную интригу, столкновение интересов власти и рядового гражданина. Владимир Гальченко в «Корсиканке» являет полное преображение главного героя. Вначале его персонаж походит на Плюшкина. Закутанный в старушечий платок, он постоянно ворчит и канючит. Постепенно под воздействием катализатора под названием «корсиканка» он проходит через целую гамму эмоций. От испуганного и жалкого к яростному и грозному, потом — к радостному и вдохновленному, а в конце — к величественному.

Возвращение

Заслуженный артист РФ Олег Белов взлетел на вершину самарского театрального олимпа вместе со своим другом — Александром Амелиным. Их дуэт в спектаклях «Академия смеха», «Амадеус», «Лес» и других мгновенно и навсегда полюбили зрители. Две трагедии, случившиеся одна за другой, как гром среди ясного неба поразили наш город. Сначала ушел из жизни Амелин, потом тяжело заболел Белов. Бесценным подарком многочисленным поклонникам стало возвращение Олега Константиновича на сцену.

Моноспектакль «Пришли те, кто пришли» поставил преподаватель кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств России Юрий Васильев по роману Саши Соколова «Школа для дураков». Витиеватые цепочки слов, перетекающие одна в другую фразы, мысли и эмоции тонко и пронзительно воплощает на сцене Белов.

История о мальчике, учившемся в «школе для дураков», в чьей голове перемешаны личности, воспоминания об учителях и фантазии на тему общения с Леонардо да Винчи, позволяет по-другому взглянуть на окружающий мир. Кто такая «бывшая бабушка»? Как дворник, болтающий с лифтером в вестибюле без окна, узнает, что пошел снег? Если вас никогда не занимали эти вопросы и вы хотите получить ответы на них — добро пожаловать на спектакль.

Дамский негодник

Его имя стало нарицательным. Он вдохновил величайших поэтов и композиторов на создание бессмертных произведений. Им восхищаются и его ненавидят. Он — Дон Жуан. Его образ создал на самарской сцене самый популярный из молодого поколения артистов театра — Денис Евневич.

Цинизм и жестокость, самоуверенность и высокомерие — в главном герое собраны все качества, которые мы осуждаем в людях, но которые делают мерзавцев столь притягательными для отдельных представительниц прекрасного пола. И все это в спектакле «Дон Жуан» в постановке Александра Морфова виртуозно воплотил Евневич.

Злой доктор

Театр «СамАрт» известен своим умением ставить хрестоматийные произведения так, что их видишь по-новому. Один из ярких примеров — «Отцы и дети» в постановке Георгия Цхвиравы. Инсценировку самого известного романа Ивана Тургенева создал народный артист Латвии Адольф Шапиро.

Главный источник сценической энергии в этом спектакле — исполнитель роли Евгения Базарова Алексей Меженный. История сильного и талантливого мужчины, поверженного одним только женским взглядом, задевает чувствительную струну в сердцах зрителей. Гордый доктор Базаров пытается бороться с нахлынувшим чувством, но оказывается не способным вылечить свое сердце. Борьба не на жизнь, а на смерть (причем в прямом смысле) нигилиста с окружающим миром — зрелище интересное и трогательное одновременно.

Больше чем поэт

Артист театра «Камерная сцена» Артур Быков находится еще в начале своего творческого пути. Но благодаря серьезным актерским работам стал заметной фигурой в театральной жизни Самары. За роль рядового Хлебникова в спектакле «Поединок» отмечен на II межрегиональном фестивале «Волга театральная» (Самара, 2015) и на VIII открытом фестивале молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» (Тамбов, 2015).

В прошлом году Артур Быков представил на суд самарских зрителей еще один сложный образ. В спектакле Софьи Рубиной «Ося» он играет главную роль.

Жалкий, скрюченный человечек, умоляющий дать ему хлеба и вызывающий ярость других заключенных неосторожно оброненной фразой: «Я не создан для этого». Втоптанный в грязь сапогами строителей нового светлого мира, сброшенный с пьедестала гениальный поэт, так и не доказавший ни большевикам, ни Врангелю, что не имеет к политике никакого отношения. Осип Мандельштам.

Лишенный героического пафоса центральный персонаж спектакля в исполнении Артура Быкова нахлебничает в доме, где его принимают, чтобы хвастать перед гостями, трясется от страха и бежит от преследований власти, по-детски наивно и заносчиво общается с собратьями по цеху. Не претендуя на стопроцентную достоверность и документальность, режиссер — постановщик предлагает зрителям оценить противоречивость и масштаб одного из величайших поэтов ХХ века и ужаснуться бытовым подробностям бесчеловечной системы. Это удается благодаря исполнителю главной роли.

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение