Образование

Самарские школьники изучают тайны Безымянки и пещеры Братьев Греве

В современном образовательном процессе большое внимание уделяют проектной деятельности. Ведут в этом направлении работу и в школе №157.

— К сожалению, проектную деятельность часто сводят к каким-то мероприятиям, которые можно провести за детей или, в лучшем случае, вместе с ними, — говорит директор школы №157 Елена Мордвинова. — Иногда это неплохо. Но не совсем отвечает целям и задачам проектной деятельности. Чаще всего это формальный подход и со стороны детей, и со стороны взрослых. Мы постарались изменить ситуацию. Решили: пусть проектов будет немного, но в них вовлечь детей с 1-го по 11-й класс. Чтобы была преемственность, единая идеологическая составляющая для всей школы.

Так появился общий для образовательного учреждения проект «Веков связующая нить», реализуемый по многим направлениям и объединяющий в себе более мелкие. Одна из его составляющих — историко-краеведческая.

— Мы столкнулись с проблемой: дети не знают свою малую родину, — рассказывает учитель географии Ольга Симонова. — Многие никогда не были в Жигулевских горах, не знают, что на Барбошиной поляне снимали фильм «Тимур и его команда», затрудняются ответить на вопрос, кто такие краснодонцы, Зоя Космодемьянская, Киров. Постоянно используют названия улиц, на которых и рядом с которыми живут, но не знают, кому они посвящены. Поэтому мы решили сделать комплексный проект, где присутствовали бы не только географические и исторические аспекты, но и экологические, этнографические, топонимические.

Начали с элементарного — как обживался Кировский район. Ведь расположенная на его территории Мордова поляна — первое заселение Самарской области, датированное XVIII веком. Далее перешли к улицам района. Ученики пятого и шестого классов готовят доклады о местной топонимике. Еще одна тема — легенды Самары. Ребята не только познакомились с ними, но и попытались найти объяснения многим интересным фактам.

Такая деятельность оказалась увлекательной. Многие девятиклассники взяли туристические и краеведческие направления для своих проектов. Уже защищены работы по темам «Пещера Братьев Греве», «Возможности рекреационных ресурсов Самарской луки», «Влияние строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС». Сейчас ученики 9-го класса защищают проект «Безымянка — самый большой неофициальный район Самары».

Изучают ребята и более древнюю историю. Налажено сотрудничество с музеями, в том числе археологическим и геолого-минералогическим технического университета.

— Мы выезжаем в Сокский карьер, ребята собирают там окаменелости, — продолжает Симонова. — Какие-то выводы о находках мы уже можем сделать сами. Для более подробного анализа везем образцы в СамГТУ, где научный сотрудник Татьяна Михайловна Козинцева объясняет их происхождение.

В школе работает туристический клуб, занятия в котором ведет историк по образованию Виктор Гришачев. При его участии ребята разработали эколого-краеведческую тропу по Жигулям. Маршрут начинается в Ширяево. Охватывает Солнечную поляну, Лысую гору, пещеру Степана Разина, Стрельную гору. Когда проект будет защищен, ребята попробуют себя в роли экскурсоводов, будут водить по этому маршруту туристов.

В работе с учениками начальных классов большое внимание уделяют экологическому направлению. В своем микрорайоне, а также в расположенном неподалеку лесопарке ребята проводят мониторинг окружающей среды. Под руководством учителей они замеряют загазованность воздуха, берут анализ почвы, проверяют ее на механический состав, исследуют структуру. Одновременно с этим изучают видовой состав растений и животного мира этого места.

— Проект хорош тем, что позволяет многое увидеть, потрогать, почувствовать, — считает Симонова. — Рассказ учителя о Мордовой поляне, о Жигулях, да о чем угодно, не даст желаемого эффекта, если ребята ни разу там не были, не прониклись красотой места, не заинтересовались им.

Метки
Показать ещё

По теме

1 комментарий

  1. Такая хорошая тема, и так плохо изложили.

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение