В Самаре рассказали о соблюдении авторских прав

08.12.2018

98

Автор: Светлана Келасьева

В Самаре рассказали о соблюдении авторских прав

Невозможно представить массовое мероприятие без музыкального сопровождения. Совершенно привычная вещь. Даже на выборы мобилизуют, выставив колонки в окна избирательных участков. Но у каждой музыкальной композиции есть автор, который имеет право на денежное вознаграждение за использование своих произведений.

С одной стороны, это правильно: любой труд должен быть оплачен. С другой — сколько должна потратить обычная школа, чтобы на День знаний включить несколько детских песенок? Кроме того, известны случаи, когда за проведение массового праздника организаторам выставляли счет на миллионы рублей за использование музыкальных хитов.

Интересы правообладателей защищает негосударственная некоммерческая организация «Российское авторское общество» (РАО), если речь идет об интеллектуальной собственности — «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС). Вопросы взаимодействия с ними, а также примеры спорных ситуаций обсудили участники круглого стола, состоявшегося в минувшую среду в губернской думе.

Счет на миллионы

Поводом для круглого стола послужила ситуация, в которой оказалось региональное отделение Союза журналистов. В мае этого года оно провело в Струковском саду традиционный фестиваль «Пресса». Газеты, телекомпании, радиостанции, интернет-издания организовали площадки, на которых, конечно же, звучала музыка. После праздника Союз журналистов получил от РАО предупреждение: надо заплатить несколько миллионов рублей, в противном случае дело будет передано в суд.

Руководитель судебного департамента РАО и ВОИС Наталья Полианчик пояснила, что Союз журналистов должен был заранее заключить договор, тогда подобная ситуация не возникла бы.

— Когда готовилось мероприятие, проводились согласования с различными структурами, вопрос музыкального оформления — один из них, — сказала Полианчик. — Если бы договор был заключен до праздника, организатору пришлось бы заплатить около двух-трех тысяч рублей и каждый правообладатель получил бы из этой суммы по паре десятков рублей. Но договор заключен не был, а Гражданским кодексом РФ установлен размер компенсации — от 10 тысяч до пяти миллионов рублей. Отсюда такая сумма.

По словам представителя РАО, в кодексе прописаны случаи, когда разрешено использовать музыкальные произведения без выплат авторского вознаграждения. В частности, на мероприятиях социальной направленности, а также в образовательных учреждениях в учебном процессе.

До или после

— Если процедура освобождения от выплат существует, может ли она быть применена после проведения мероприятия? — поинтересовался вице-президент палаты адвокатов Самарской области Алексей Бородин.

Он процитировал информацию с сайта РАО, из которой следует, что авторский совет постановил, учитывая высокую общественную значимость проведения социальных и благотворительных программ, установить ставки авторского вознаграждения в размере 0% за публичное исполнение произведений при бесплатном для зрителей входе.

— День прессы полностью подпадает под это описание: вход бесплатный, социально значимое мероприятие. Значит, процедура освобождения может быть применена и после проведения мероприятия, поскольку нет точного указания, когда именно нужно это сделать, — считает Бородин.

Он предложил ввести в практику применение процедуры освобождения от выплат и в ситуациях, когда обращение поступает после проведения праздника. Однако руководитель судебного департамента РАО пояснила, что фестиваль «Пресса-2018» не является мероприятием, к которому может быть применена нулевая ставка.

— Народные гуляния и прочие ярмарочные мероприятия, несмотря на то, что они открытые и бесплатные, социальными не являются, — утверждает Полианчик. — В виду имеются мероприятия благотворительного характера, для социально незащищенных слоев населения. Обращайтесь к нам до проведения праздников. Где сможем, мы освободим от выплат, где не сможем, постараемся их минимизировать. Правообладатели хорошо знают свои права, и если идет обращение от них, мы как аккредитованная организация обязаны урегулировать конфликтную ситуацию.

Неучебные процессы

Представители Самарского технического университета рассказали о своем опыте работы с авторскими правами. В учебное заведение поступило письмо от ВОИС с предложением заключить договор. Для выполнения расчета нужно было представить перечень всех помещений, где используют фонограммы. Озвученные суммы — несколько сотен тысяч рублей в месяц плюс отдельно за каждое мероприятие — СамГТУ не устроили. В июне университету пришла претензия от РАО за проведение открытого занятия по фитнес-аэробике, которое проходит каждый год и входит в учебный план. За использование восьми фонограмм учебному заведению предъявлен счет в 60 тысяч рублей.

— Фитнес-тренировка не относится к учебному процессу, данная формулировка подразумевает использование звукозаписей на лекциях, — прокомментировала Полианчик. — Хочу подчеркнуть, что при заключении договоров ставки для некоммерческих организаций в семь раз ниже, чем для коммерческих. При финансировании мероприятий из бюджета сумма расходов по выплатам РАО и ВАИС составит не более двух процентов.

Вопросы, является ли вуз коммерческой организацией и где четкая граница, отделяющая социальные и образовательные мероприятия от прочих, остались без четкого ответа.

Кроме того, участники круглого стола отметили, что 2% — весьма значительная сумма в случаях, когда средства на проведение мероприятий собираются буквально по крупицам.

— В детском благотворительном фонде мы проводим новогодние елки и другие мероприятия, — говорит депутат губернской думы Виктор Воропаев. — С трудом находим предпринимателей, готовых выделять на это средства. И если нужно еще платить за каждую включенную песню, иначе штраф в сотни тысяч рублей, задумаешься: стоит ли проводить эти мероприятия? А еще, например, в Союзе пенсионеров России есть хор, восточные танцы. Пенсионеры поют чьи-то песни, танцуют под музыку. Где взять денег, чтобы за это платить? РАО, видимо, может эти организации закрыть. Но кто от этого выиграет?

Надзор от общественников?

— Принятие четвертой части Гражданского кодекса, основная цель которого — охрана и защита интеллектуальных и авторских прав, — это, безусловно, победа федерального законодательства, — считает начальник отдела законодательства в сфере государственного строительства и общественной безопасности правового управления губернской думы Майя Трошина. — Мы видим деятельность некоммерческой организации, которая была создана в том числе чтобы помогать творческому сообществу защищать свои права. Но она взяла на себя несколько иную функцию. На мой взгляд, это функция Федеральной антимонопольной службы.

Заместитель председателя губернской думы Алексей Лескин отметил, что даже надзорные органы работают по заявительному принципу. По его словам, если не было заявления, например, по факту проведения Дня прессы, то непонятно, откуда у РАО появилась претензия.

Эту мысль поддержал председатель самарской организации Союза композиторов России Марк Левянт.

— Я получаю гонорары от театров, от телерадиокомпаний. Но не с массовых мероприятий, где звучат песни для людей. Я рад, что они идут в народ, — сказал он. — Считаю, нужно пересматривать общую политику, чтобы РАО не превращалось в некую антимонопольную организацию.

Читайте также:

Советник

Вопрос прокурору. Что не может быть взыскано по исполнительному листу

В рамках этой рубрики представители надзорного органа отвечают на вопросы читателей sgpress.ru.

Советник

Домашка без нервов и валерьянки. Как правильно делать уроки с ребенком

Не стоит оставлять школьника с домашним заданием один на один.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации