Русский музей привез в Самару работы Левитана, его учителей и собратьев по кисти

04.12.2018

58

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Екатерина Елизарова

Русский музей привез в Самару работы Левитана, его учителей и собратьев по кисти

Никто из тех, кто хоть маломальски интересуется изобразительным искусством, не может пропустить уникальную выставку этюдов мастеров русского пейзажа конца XIX — начала ХХ века.

Она открылась на днях в Самаре. В Мраморном зале Художественного музея представлено более 40 работ: 22 произведения Исаака Левитана и 20 — его современников.

В конце XIX-го — начале ХХ века в России ощущался творческий подъем во всех видах искусства. В живописи царили мастера реалистической школы и зарождающегося русского импрессионизма. Василий Поленов и Алексей Саврасов заставили сердце русского человека сжиматься от нежности и любви к неброской природе своего Отечества, научили понимать ее тонкую прелесть. Их ученики — Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Нестеров — продолжили начатое, используя новые тенденции в мировой живописи. Импрессионизм преобладает и в работах молодого их коллеги Игоря Грабаря, буквально зачарованного игрой света на снегу.

Русский музей привез в Самару работы Левитана, его учителей и собратьев по кисти

Особым уважением у публики и среди коллег пользовалось имя Исаака Левитана. Его считали непревзойденным мастером «пейзажа настроения». Исаак Ильич перенял и развил манеру письма своего любимого наставника Саврасова. «Левитану давалось все легко, тем не менее работал он упорно, с большой выдержкой», — вспоминал его товарищ по училищу Михаил Нестеров.

Учителя поощряли тщательную подготовку своих учеников к созданию крупных полотен. Поэтому художники того времени оставили бесчисленное множество предварительных зарисовок и этюдов. Многие из них — маленькие шедевры, показывающие разные грани мастерства каждого художника. Именно такие работы представил самарскому зрителю санкт-петербургский музей.

Замечательные полотна Левитана «Золотая осень», «Март», «Владимирка», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Озеро» стали хрестоматийными. Их создание предваряли этюды, подготовительные работы, открывающие зрителю творческую кухню художника.

На выставке из собрания Русского музея представлены работы Левитана, созданные в период с конца 1870-х по 1890-е годы. К самым ранним из них относятся этюды «Черемуха», «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Весенний лес» и ряд других. Поражает разнообразие живописных приемов, которыми пользуется художник. От легких порхающих следов тонкой кисти при изображении цветков белой черемухи и кружева лесного папоротника до широких мазков, буквально лепящих мощный ствол березы на полотне «Овраг».

Русский музей привез в Самару работы Левитана, его учителей и собратьев по кисти

На выставке также представлены произведения, написанные Левитаном в Крыму («Берег моря») и во время поездки в Италию («Озеро Комо»). Посетители смогут увидеть и знаменитые этюды 1890-х годов: «Поздняя осень», «Весна. Последний снег» и другие. Интересен этюд «Облачное небо. Сумерки». Левитан написал его в период работы над одним из самых глубоких полотен — «Над вечным покоем». Экспозицию из коллекции Государственного Русского музея дополняют три работы Левитана из собрания Самарского художественного музея — этюды «Летний вечер», «Вечерний этюд» и рисунок «Охотник».

Выставка продлится до 17 февраля 2019-го.

0+

В театре «СамАрт» состоится премьера спектакля «Ромео и Джульетта»

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации