Как бывший семинарист создал Волжский народный хор

01.12.2018

268

Автор: Татьяна Гриднева

Как бывший семинарист создал Волжский народный хор

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Петра Милославова.

Созданный им в начале 50-х годов коллектив пользуется заслуженной популярностью и сейчас — как в нашей стране, так и за рубежом. Свидетельство тому — недавнее участие хора в Фестивале великих рек в Китае, на котором он представлял искусство не только Поволжья, но и всей России. Каким был легендарный хормейстер? Как он работал с талантами из народа? Как создавал уникальный репертуар, который лежит в основе всех выступлений хора и сейчас? Попробуем разобраться.

Шанс для каждого

Создание Волжского народного хора в 1951 году стало для жителей Куйбышева и области потрясающим событием. Новость о том, что в него набирают талантливых людей из простого народа, облетела окрестные села. В нашей семье до сих пор вспоминают, как голосистая родственница-доярка, услышав о наборе артистов, сбежала в город. После прослушивания ей сразу предложили войти в состав нового музыкального коллектива. Однако председатель колхоза не отпустил работницу, да и родственники засмеяли: куда тебе с мозолистыми, покрытыми цыпками руками идти в артистки. До конца жизни у нее было чувство обиды на саму себя за то, что не поверила в свой талант, не нашла сил противостоять окружающим. А ведь могла бы стать солисткой, наподобие Екатерины Шавриной. Та ведь тоже начинала с простой уборщицы в Доме культуры.

Как бывший семинарист создал Волжский народный хор

И все же многим куйбышевцам прозорливый Петр Милославов помог найти их настоящее призвание. Он вырос на Волге и в талантах местных жителей разбирался как никто другой.

Поволжская деревня всегда звучала. Вязали ли крестьянки снопы, шли ли косари с поля, праздновали ли свадьбу на селе — всегда с песней. Под мерный шум набегающих волн пел рулевой на баркасе, о потерянной вольности и казаках вспоминали бурлаки, присевшие у костра на берегу.

Как «играют песни»

И все же идеалом красоты был для народа церковный хор. Ему подпевали во время богослужений, вкладывая в слова всю душу. Всю эту многоголосицу Петр Милославов впитывал с детства. Он родился в 1898 году в селе Никольском под Саратовом. Его фамилия красноречиво говорит о предках — лицах духовного звания. Такие благозвучные фамилии давали семинаристам при зачислении в бурсу. Священником был и отец Петра, мама работала учительницей. Она немного играла на фортепиано и хорошо пела.

Отец часто и дома исполнял поставленным голосом духовные канты и даже салонные романсы. Милославов вспоминал: «На селе няня стояла у моей колыбели и пела. Так с молоком матери музыка входила в мое сознание». Когда Петя подрос, с ним стал заниматься учитель сельской школы Александр Красильников — талантливый музыкант и хормейстер. Милославов вспоминал, как Александр Александрович водил его на посиделки за околицу, в дубраву, слушать, как «играют песни», учил записывать их. Среди местных певуний имелись и признанные авторитеты — Христинья и Кружилиха. Благодаря им Петр с юности влюбился в народную манеру исполнения, в эти сильные от природы и такие своеобразные голоса.

Я до самозабвения, с остротой детского восприятия слушал народное пение из уст народных мастеров, а врожденная способность помогала мне перенимать красоту и изящество манеры исполнения, тонкости их ювелирного искусства».

— Из воспоминаний Петра Милославова

Затем была учеба в духовной семинарии, которую юноша начал в 1913 году. Он показал отличные способности регента и стал руководить хором учебного заведения. Причем разучивал с семинаристами и светские песни, нередко устраивая концерты для саратовской публики. Затем одаренный юноша поступил на физико-математический факультет Саратовского университета и одновременно в консерваторию. Но не бросал любимого дела. Вскоре его пригласили дирижировать саратовским академическим хором.

Заветная тетрадь

После революции Петр Михайлович нашел место учителя пения в Петровском педагогическом техникуме. Здесь в полную мощь раскрылся его талант руководителя большого хорового коллектива. В 1932 году хор Милославова так успешно выступил на Первом всесоюзном смотре (олимпиаде, как тогда называли) в Москве, что талантливого руководителя «из глубинки» пригласили работать во Всесоюзный дом народного творчества. Там он стал заниматься организацией смотров, конкурсов, повышением квалификации хормейстеров из разных уголков страны.

А в 1941 году, когда началась война, записался на фронт добровольцем. Прошел от Сталинграда до Берлина. Начал службу в армии бойцом-автоматчиком, продолжил сапером, а закончил ее в качестве художественного руководителя военного ансамбля песни и пляски. Милославов был ранен, награжден орденом Красной Звезды и многими медалями. Всю войну он хранил простенькую тетрадь, в которую записывал вместе с событиями военного времени песни, сочиненные бойцами во время коротких передышек, частушки, пародии на злобу дня, песни — послания далеким любимым.

Мне дорога эта военная тетрадь, так же как дороги были наши выступления перед бойцами. Русская народная песня пользовалась всегда большой симпатией, но особую ценность приобрела она во время боев на чужой территории. Это уже была не только музыка, но живое олицетворение отчизны; это была и далекая деревня, и семья, и детские забавы и мечты».

— Из воспоминаний Петра Милославова

Хормейстер понимал: народное творчество никогда не прекращается. Даже во время битвы за Сталинград бойцы сочинили песню «Сталинградская оборонная»:

«Мы любимый свой баян
Пронесли по всем боям.
А в Берлин когда нагрянем,
Под него частушку грянем.
Эх, цель верней,
Наступай сильней,
Немцам жару поддавай,
Передышки не давай!»

После войны Милославов долгое время работал хормейстером-консультантом Всесоюзного дома народного творчества. И не случайно именно ему поручили создание нового коллектива — Волжского русского народного хора.

Окончание следует.

Как Самара в первый раз стала столицей. Часть 1

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации