На заводе «Прогресс» отметили 30-летний юбилей запуска «Энергия-Буран»

22.11.2018

97

Автор: Ирина Шабалина

На заводе "Прогресс" отметили 30-летний юбилей запуска "Энергия-Буран"

Корабль стартовал с Байконура 15 ноября 1988 года.

Три десятилетия назад состоялся успешный запуск ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран». В автоматическом режиме советский челнок сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку на аэродроме. Над этой программой работали 1200 предприятий СССР, среди них был Куйбышевский завод «Прогресс».

Вспоминая былое…

Поистине историческое событие отметили торжественным заседанием научно-технического совета АО «РКЦ «Прогресс». Собрались те, кто участвовал в проекте в 80-х годах прошлого века, и нынешнее поколение конструкторов, инженеров, технологов, которые сейчас работают над созданием новой ракеты-носителя «Союз-5».

— Тот пуск 15 ноября 1988 года был уникальным. Система существенно опередила время, показав всему миру потенциал отечественной ракетно-космической отрасли. Сегодня мы, конечно, можем сожалеть, что тот пуск был единственным. Но так сложилось, пришли другие времена. А сегодня мы надеемся на ренессанс, возрождение идеи создания сверхтяжелой ракеты, — отметил генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов. — Наше предприятие надеется работать в новом проекте и приложит все усилия, чтобы с честью справиться с поставленными задачами. Технически это будет другая машина, но в том же классе грузоподъемности, что и историческая «Энергия Буран».

О событиях 30-летней давности подробно рассказал ветеран предприятия — Станислав Петренко, главный конструктор Волжского филиала научно-производственного объединения «Энергия» в 1987 — 2007 годах. Вспомнил многих из тех, кто проявил инженерно-конструкторский талант, кто организовал процесс и им руководил. И, конечно, тех, кто занимался проектом на заводе «Прогресс». У нас в Куйбышеве изготавливали центральный блок II ступени и стартово-стыковочный блок. Затем на космодроме Байконур сотрудники филиала завода «Прогресс» осуществляли общую сборку ракеты-носителя «Энергия» и выполняли стыковку ракеты с кораблем «Буран». Конструкторскую документацию на блоки, общую сборку ракеты и их экспериментальную отработку вели специалисты Волжского филиала НПО «Энергия», который находился в Куйбышеве. На них же лежало конструкторское сопровождение производства ракеты на заводе «Прогресс» и на Байконуре.

На «Прогрессе» тогда провели масштабное техническое перевооружение производства, внедрили новейшие техпроцессы и механизмы. Были построены производственные корпуса, созданы стенды для испытаний и сборки, для нанесения теплозащитных покрытий. Многие процессы тогда были выполнены впервые в отечественном машиностроении. Например, электронно-лучевая сварка конструкций из алюминиевых сплавов толщиной до 40 миллиметров, контактно-стыковая сварка профилей большого сечения и другие.

Всего на проект «Энергия-Буран» работали более 1200 предприятий страны. Специалисты подсчитали: на сборку шло 100 тысяч деталей. Для производства, испытаний было изготовлено более 161 тысячи приспособлений.

— Мы сверхответственно готовились к приему «Энергии» на Байконуре и затем организовывали там технологию сборки, — вспоминает ветеран, главный технолог филиала «Прогресса» на Байконуре в 70 — 80-х годах Нина Омысова. — С 1978 года начали заниматься технологией в рамках нового задания, готовили стенды, оборудование для сборки. Абсолютно все было свое, отечественное. Только датчики, помню, заказали в ФРГ. Работа была серьезнейшая, но мы добились успеха. Не всем выпало в жизни участвовать в процессе подобного масштаба и значимости.

— По разным причинам — политическим, экономическим — программу после первого пуска, увы, свернули. За 90-е годы очень многое было утеряно и разрушено. Но сейчас, когда перед отраслью поставлены задачи по созданию новой сверхтяжелой ракеты-носителя, надо грамотно использовать все прежние достижения и толково распорядиться интеллектуальным потенциалом наших специалистов, — подчеркнул Петренко.

…и заглядывая в завтра

О новых задачах рассказал главный конструктор проекта по созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» Александр Черевань. Наши специалисты готовы к полномасштабным разработкам. В кооперации — около десяти предприятий и научных институтов. Участникам заседания показали проектный облик «Союза-5», рассказали о его основных характеристиках, а также о перспективах создания РН сверхтяжелого класса. Конечно же, будет использован опыт предшественников — тех, кто вывел на орбиту «Энергию-Буран» и участвовал в других космических проектах, опередивших время.

Как сын репрессированного стал почетным авиастроителем. Часть 2

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации