Директор художественной школы о том, как увлечь современных детей искусством

22.11.2018

133

Автор: Ирина Исаева

Директор художественной школы о том, как увлечь современных детей искусством

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза художников России, руководитель детской художественной школы №2 Владимир Башкиров рассказал о том, как увлекся рисованием сам, и что побуждает современных детей заниматься творчеством.

— Владимир Иванович, тяга к рисованию у вас с детства?

— Сколько себя помню, всегда рисовал. Частенько таким образом коротал время на уроках в школе. Чтобы перевести «вредную» привычку в полезное русло, родители отдали меня в художественную школу на улице Буянова. Детей там было много, и внимание педагога доставалось самым талантливым, к числу которых я поначалу не относился. К концу третьего класса, когда учащихся стало меньше, преподаватель заметила и меня. Но к тому времени рисование я совсем забросил, предпочитал стрелять по летающим тарелочкам на Коровьем острове. Запах пороха, болото, мужская компания нравились мне гораздо больше бесконечных натюрмортов. Но учительница твердо решила сделать из меня художника.

— И судя по тому, что позже вы решили поступить в художественное училище, это ей удалось?

— Да. Сначала я учился в Пензе на театрального художника-декоратора. Но по семейным обстоятельствам перевелся в Куйбышев. На нашем курсе из 17 человек было 14 юношей, все как на подбор талантливые. Мы очень подружились. Окончив учебу, я вместе с несколькими одногруппниками отправился в Жигулевск открывать первую в городе художественную школу. Олег Медведев стал директором, остальные — преподавателями. Это было очень интересное время. 1985 год. Страна в ожидании перемен. Мы верили, что педагогика может серьезно влиять на подрастающее поколение, на судьбу страны в целом. Изучали ставшие доступными западные методики преподавания, литературу по психологии творчества, наладили связи с известными художниками. Контроль со стороны государства в тот момент ослаб, мы, ровесники и товарищи, не ощущали его вовсе. Вскоре атмосфера свободы стала приносить свои результаты, у нас начало получаться что-то интересное, о школе заговорили на уровне области.

— Когда вы пришли на работу в детскую художественную школу №2?

— В 1992 году. Тогда во второй школе собрались те, с кем когда-то мы работали в Жигулевске. К тому времени я уже довольно серьезно изучал возрастную психологию и художественную педагогику. В советское время детей изобразительному искусству обучали по программам либо Кузина, либо Неменского. Альтернативы не было. А хотелось. Я читал, творил и работал — действительно в удовольствие. В 2001 году, после переезда Олега Медведева в Германию, возглавил детскую художественную школу №2.

— Школа находится на Заводском шоссе. Окраина Самары…

— Если в Жигулевске у нас все же был серьезный конкурс, то здесь один-два человека на место. Фактически берем всех, кто проявляет интерес. Но при этом наша школа является площадкой для выставок, семинаров, городских и областных олимпиад. В конце октября в рамках всероссийского конкурса молодых дарований «Жигулевская палитра» в стенах школы прошли мастер-классы преподавателя Московского художественного института имени Сурикова Алисы Эмке.
Обычно такие мероприятия проводят на базе училищ и вузов, а не учреждений дополнительного образования. В 2015 году наша художественная школа вошла в число 50 лучших в России.

— Как сочетаете педагогическую деятельность и творчество?

— Я практикующий художник, провожу мастер-классы, общаюсь с коллегами и вижу, что мне есть чем с ними поделиться. Пишущий директор в наше бюрократическое время — это нонсенс. Совмещаю два вида деятельности благодаря прекрасному коллективу единомышленников и большому желанию.

— На ваш взгляд, что нужно, чтобы увлечь современных детей рисованием?

— Мы стараемся адаптировать программу к возрастным потребностям. Да, курс обучения глобально не меняется уже два или три столетия. В моем детстве мы годами рисовали каркасы кубов, шаров и других геометрических фигур. Но чтобы так страдать, искусство нужно сначала полюбить. Мы стараемся объяснить ребенку, что нарисовать пейзаж, портрет, натюрморт интереснее, чем сфотографировать. Почему? К этому нужно подвести. Мы рисуем не темы — «Мир. Труд. Май», «Сказка», — а познаем возможности художественного материала. Как себя ведет акварель? Что можно передать маслом? В чем преимущества гуаши? Какие техники существуют? Для ребенка очень важно переживать и передавать эмоции. Но и веяние времени отрицать нельзя. Сегодня в каждом телефоне и кино, и музыка, и книги, и общение. Познать чудо творчества, потратив пять, шесть, семь, восемь часов на создание картины, в таких условиях тем более ценно. Главная награда для нас — если удалось донести это до ученика и у него начало получаться. Ребята поступают в лучшие училища страны, становятся художниками и архитекторами, а я испытываю гордость и удовлетворение, что нашего полку прибыло.

Райнер Гро, учитель русского из Германии о самарских школьниках, встрече с Горбачевым, стереотипах о России

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации