В Самаре показывают спектакли по Достоевскому и Пушкину

18.11.2018

25

Автор: Маргарита Петрова

В Самаре показывают спектакли по Достоевскому и Пушкину

В Самару приехали творческие коллективы со всей страны. Площадкой фестиваля «Русская классика. Страницы прозы» стал театр «Камерная сцена».

В день открытия самарские зрители имели уникальную возможность увидеть спектакль одного из самых известных и уважаемых режиссеров современности — Камы Гинкаса.

Достоевский в белой комнате

Спектакль «По дороге в…» Московского театра юного зрителя имеет подзаголовок — «Русские сны по Достоевскому». Кама Гинкас признавался, что уже не раз обращался к творчеству этого великого писателя, но его гений продолжает снова и снова увлекать постановщика. В Самаре режиссер поделился со зрителями своими размышлениями о «Преступлении и наказании».

В центре сценического повествования — Свидригайлов (актер Игорь Гордин). Носитель абсолютного зла представителен, элегантен, раскован, уверен в себе и спокоен. Его трясет только при виде сестры Раскольникова Дуни (Илона Борисова). От любви? От вожделения? От осознания того, что, несмотря на всю свою подлость, он не сможет ее сломить? Именно ей, хрупкому простоватому существу на тоненьких ножках и с дрожащим голосом, отданы принципиальные для Достоевского слова об угрызениях совести. И это наделяет ее огромной силой.

Главный герой романа — Раскольников (Эльдар Калимулин) — представлен в виде нервного оборванца, вздрагивающего от каждого шороха. Он парадоксально отрицает существование призраков, несмотря на периодически проходящих мимо старуху-процентщицу и ее сестру с топором в голове. Раскольников в спектакле не является главным героем, а скорее организует пространство. Действие происходит в замкнутой белой комнате. Что это? Внутреннее содержание головы Раскольникова? Палата дома для душевнобольных? Потусторонний мир?

Белая комната — обнуление предыдущего опыта зрителей. О классическом романе напоминает только потрепанный том «Преступления и наказания», с которым периодически сверяются герои. Кама Гинкас вкладывает в уста персонажей фразы Достоевского, заставляя услышать их по-новому, и, словно в первый раз, удивиться гениальности автора.

В Самаре показывают спектакли по Достоевскому и Пушкину

Фантазии на тему Пушкина

Казанский государственный театр юного зрителя во второй день фестиваля представил сценическую версию повести Пушкина «Выстрел». При помощи минимальных средств — на сцене кроме актеров в исторических нарядах и нескольких стульев почти ничего нет — режиссер Туфан Имамутдинов ведет с публикой затейливую «беседу о русской культуре» (подзаголовок спектакля). Цитаты из одноименной работы Юрия Лотмана звучат в начале и в конце постановки, пока артисты переодеваются в костюмы: «История проходит через дом человека, через его частную жизнь».

Режиссерских «придумок» в спектакле очень много. Вот актер Ильнур Гарифуллин тальком выбеливает волосы, делая их седыми, и превращается в познавшего жизнь Сильвио. Вот при помощи все более расстроенной гитары нам показывают, что веселая офицерская попойка движется к концу. Вот хлопок руками и облако талька создают выстрел, коих будет еще очень много.

Но все же главное на сцене не фокусы и трюки, а актерская игра. Будь то образ холодного и мстительного Сильвио или графа (Камиль Гатауллин), который из легкомысленного повесы превращается в любящего супруга, дорожащего своей жизнью.

Рассказывая Бунина

Санкт-Петербургский театр «Суббота» впервые приехал в Самару. «Митина любовь» в постановке Юрия Смирнова-Несвицкого — это фантазии на тему рассказов Ивана Бунина. Перемешанные сюжеты разных произведений первое время сбивают с толку, но постепенно текст спектакля выстраивается в единую линию.

Осколки жизни, отрывки рассказов, обрывки любви. Любовь — это на время. Ее всегда что-то прерывает. Звон корабельной рынды или вокзального колокола. Белое полотно дороги бежит через всю сцену и скрывается за кулисами. По этому пути герои шагают в поисках счастья. И слишком поздно осознают, что единственный миг, когда они могли найти его, был, когда рядом шел тот самый спутник. Тот, которому суждено стать единственным.

[author title=»Кама Гинкас, режиссер Московского театра юного зрителя, автор спектакля «По дороге в…»:» image=»»]- Мы не делаем вид, что играем в эпоху. «Преступление и наказание» — это текст на века. Играем в абстрактном пространстве. Есть там наверху что-нибудь или нет? Это очень интимная проблема. Не каждый вслух готов задать такой вопрос. А некоторые вообще умирают, не задавшись им. Если ничего нет, значит, можно делать все что угодно? Почему Свидригайлов вытворяет что хочет и остается безнаказанным? Совершенно не обязательно, чтобы тема «попала» в каждого. Люди по-разному защищены от жизни и от искусства тоже. Желаю, чтобы у зрителей на фестивале возникали интересные мысли. Или, может быть, даже поступки. [/author]

[author title=»Александр Тараньжин, актер Московского театра юного зрителя:» image=»»]- Кама Миронович Гинкас умеет творить волшебство. Он не озадачивает напрямую. Говорит порой о вещах, которые, казалось бы, никак не связаны с текстом, но касаются при этом каких-то глубинных мыслей.[/author]

[author title=»Полина Одинцова, актриса Московского театра юного зрителя:» image=»»]- Кама Миронович — режиссер, который не терпит лжи. Он как ребенок, которого нельзя обмануть. Ты не можешь позволить себе фальшь на репетиции, и в результате получается искренне и честно. При полном напряжении нервов и полупотере сознания Кама Миронович требует быть легким и простым, и в этом парадокс. [/author]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации