Образование

В Самаре прошел Всероссийский форум по промышленному туризму «Ночи над Волгой»

Молодежная мода привносит новые веяния в индустрию отдыха. В последнее время в студенческой среде все более популярным становится промышленный туризм. 

Что это значит? Поездки, экскурсии на промышленные предприятия прошлого и настоящего. К работающим заводским конвейерам или же в подземелья бывших предприятий, которые уже перестали работать и разбираются «на кирпичи». В первом случае вперед манит некая жажда профориентации, во втором — острых ощущений на фоне исторических реалий.

База — Самарский политех

В Самаре в течение трех дней проходил II Всероссийский форум по промышленному туризму «Ночи над Волгой». Идеолог форума — автономная некоммерческая организация по исследованию и развитию студенческого туризма в России «Центр молодежного туризма» (штаб-квартира в Москве) — бросила клич по учебным заведениям. В итоге в Самару приехали 180 ребят, 20 экспертов из более чем 40 регионов страны. «Ночи» поддержал опорный вуз — Самарский государственный технический университет, и вот уже во второй раз форум принимают в нашем городе.

— Для молодежи тема актуальна, мы решили включиться в этот проект, — сообщил на церемонии открытия проректор СамГТУ по воспитательной и социальной работе Евгений Франк. — Промышленный туризм позволяет объединить классический отдых с изучением работы предприятий. Студентам, которые определяются в своих профессиональных предпочтениях, это, безусловно, интересно. Почему проект называется «Ночи над Волгой»? Ребятам любопытны нестандартные подходы, ракурсы, освещение, идеи. Потому в программе многие лекции, деловые игры, просмотры фильмов, перфомансы заявлены на 21.00 — 22.30.

Экскурсионная программа

Три дня участники работали по тематическим направлениям, общались с экспертами. Обсуждали темы «Промышленный туризм: кому это надо?», «Зачем и как продвигать промышленный туризм?», «Портрет посетителя промышленной экскурсии». А главное — каждый день отправлялись на работающие предприятия нашей губернии. Это были молочные комбинаты, крупные лечебные клиники, заводы-изготовители напитков, бытовых товаров и прочего. Ребята с самого начала разделились по направлениям: текст, фото, видео, координатор или арт-перфоманс, и в течение трех дней создавали медиапродукты на основе информации, полученной в ходе экскурсионной программы.

Формальное и неформальное

В первый же день после экскурсии по предприятиям Самары эксперты обратились к приуставшим экскурсантам: кто не удовлетворен увиденным и услышанным? Руки подняли более 20 %. Почему? Ведь они ездили на площадки компаний, которые сами выразили желание принять у себя участников форма. Но в итоге поездка для многих оказалась неинтересной, неинформативной и совершенно некреативной. А без этого молодежь вживаться в тему не согласна.

— Студентам сейчас интересен неклассический, небанальный туризм, — считает участник из Костромы Денис Васильев. — Я в своем городе вожу экскурсии, а предприятия там почти сплошь закрыты для посетителя. Только одно пускает группы. Хочу здесь, на самарском форуме, увидеть ребят «с искрой» — такой, как у меня. Чтобы вместе генерировать идеи и вместе пробивать стены, которые возведены не в силу секретности предприятия, а в силу косности, устаревших взглядов на действительность.

Неформальными подходами ребят заражали эксперты Павел Гнилорыбов (Москва), Наталия Белякова (Санкт-Петербург) и другие.

Научный сотрудник Музея Москвы, создатель проекта экскурсий по Москве «Моспешком» и телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов настаивает:

— Индустриальная архитектура может и должна быть прибыльной. Я объехал много городов России и хочу поделиться видением, как найти новое применение бывшим заводским зданиям. Молодым сегодня интересны не вылизанные объекты, а те, которые имеют ауру щемящей душу заброшенности. Эта тема может вытянуть около 300 нынешних моногородов страны, где предприятия приказали долго жить. Уже есть большие объединившиеся группы любителей метрополитенов, заводских подземелий, отработанных карьеров, железнодорожных веток-узкоколеек. А на норвежский архипелаг Шпицберген, где россияне разрабатывают самый северный в мире угольный карьер, туры раскупаются на месяцы вперед. Вот тема для обсуждений и действий. Вот тренд времени.

Региональный директор по маркетингу одного из итальянских девелоперских холдингов в России, доцент Высшей школы экономики Наталия Белякова считает, что тема интересна не только молодежи, но и поколению, знавшему заводской конвейер и традиционные для прошлого века экскурсии на производство. И школьникам, которые вполне смогут сравнивать реальное и виртуальное.

В заключение аудитория вернулась к результатам самарского экскурсионного тура. Почему для кого-то он оказался скучным? Да просто компании, предприятия не анализируют, какой посетитель к ним идет, как подать материал не в виде нудной лекции, а в форме актуальной или даже загадочной завлекалки. Хотят заработать на экскурсиях, обеспечить дополнительный сбыт своей продукции, выращивать лояльного потребителя и решать вопросы профориентации — тогда надо действовать иначе, в духе времени. С выдумкой и даже некоей провокацией. На форуме участники моделировали подобные действия на деловой игре «Заводной туризм». Ребята научились. Надо бы учиться и тем, кто представляет свои объекты показа.

Вадим Кокорев, директор Центра молодежного туризма (Москва):

— Мы несколько лет занимаемся развитием студенческого туризма. А в прошлом году вместе с СамГТУ придумали этот форум. Он получился, интерес и результаты есть. Ребята понимают тему по-разному, вот и публика у нас собирается самая разная — технари, гуманитарии, маркетологи, блогеры… Для меня, например, промышленный туризм — это история страны, индустриализации. Для других в приоритете иные предпочтения. Но главная идея общая — познание. Миссия проекта «Ночи над Волгой» — в открытии для молодежи новых возможностей знакомства со своей страной, развитии туризма в городах на великой реке. За последние четыре года мы провели более 20 молодежных мероприятий на всей территории Поволжья.

Самые интересные в России

Во многих странах зарубежья молодежный промышленный туризм переживает всплеск интереса. В России объектов доступа пока немного, но с каждым годом их все больше. Пожалуй, самый классический пример — туры по Кругобайкальской железной дороге. Участок длиной 89 км после строительства Иркутской ГЭС и поднятия уровня воды в Ангаре оказался отрезанным от основной магистрали. И теперь вдоль берега Байкала по этому «тупиковому» пути с красивейшими мостами, виадуками, тоннелями ходит специальная экскурсионная электричка. Но еще интереснее проехать там на старинном поезде из нескольких вагонов, который местные жители называют «матаней». Он обслуживает прибрежные поселки, служит и магазином на колесах, и почтой, и местом встреч жителей, где обсуждаются все текущие новости.

Самые интересные в Самарской области

У нас в губернии яркий пример действующего индустриального маршрута — экскурсии в подземелья горы-холодильника на Красной Глинке. Там есть все — и история, и строительная мощь, и загадочность. Трудно, но все же можно получить разрешение, чтобы увидеть огневое испытание ракетного двигателя на спецполигоне обособленного подразделения «Винтай» ПАО «Кузнецов». Те, кто был на запуске ракет на Байконуре, утверждают, что у нас ощущения от буйства пламени, грохота и дрожащей под ногами земли намного острее. Поскольку площадка для наблюдений находится совсем близко к испытательному стенду.

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение