Жизнь после Чемпионата. Как развивать культуру в Самаре

08.11.2018

181

Автор: Илья Сульдин

Фотограф: Екатерина Елизарова

Жизнь после Чемпионата. Как развивать культуру в Самаре

Скоро должно состояться первое заседание возобновленного оргкомитета «Культурная Самара». Ожидается, что будут обсуждать не только установку новых скульптурных композиций, но и вопросы более общие.

Например, нанесение всех самарских памятников — культурных, архитектурных, исторических — любых! — на онлайн-карты и включение их в интернет-сервисы. Это, казалось бы, случайное расширение повестки на самом деле отражает те изменения, которые произошли в Самаре со времен работы первой версии «Культурной Самары».

Что же это за изменения? Прежде всего огромный опыт Чемпионата мира по футболу. Нет смысла здесь даже пытаться перечислить все его аспекты. Это был фантастический букет уникальных возможностей для нашего города. И надо сказать, что значительную часть этих возможностей мы реализовали. В результате изменился не только культурный ландшафт, но и наше его восприятие.

Лозунг «Самара — город-курорт», до ЧМ воспринимавшийся как экстравагантная попытка привлечь внимание, вдруг оказался вполне подходящим и для города, и, что гораздо важнее, для гостей этого города.

Жизнь после Чемпионата. Как развивать культуру в Самаре

Мы все увидели и поняли, что такой большой праздник не просто возможен в Самаре. Он придает городу совершенно новое качество жизни и восприятия города, не только туристами, но и нами, коренными самарцами. Это было одно из самых частых восклицаний прошедшего лета: «Неужели это Самара?! Не могу поверить, что я в Самаре! Это восторг!».

И футбол, Чемпионат и все остальное, конечно, были широкой социальной базой, всеобщей страстью, которая позволила создать праздник для каждого. Но и Самара оказалась на уровне. Наш город был отмечен по итогам Чемпионата как один из самых интересных и гостеприимных в России.

Есть ли будущее у пешеходной улицы Куйбышева?

Сожаление о том, что этот праздник исчез навсегда, появилось сразу же после окончания турнира. Да, скорее всего, такое шоу к нам больше не привезут. Но значит ли это, что нужно бросить и забыть весь полученный опыт? Или все-таки мы сможем доказать себе и всему миру, что Самара — это город-курорт всегда, а не только при удобном случае?

Прежде всего это культурная задача. В дни ЧМ (постоянный отсыл к нему неизбежен, потерпите) силами творческих коллективов и отдельных артистов, с помощью горожан и туристов, в городе создали уникальную атмосферу. Город-курорт. Это и был наш бренд. Вот это приятное и счастливое ощущение, которое охватывало людей, оно было связано с тем, что они были в Самаре, о которой можно только мечтать. А теперь, уважаемые знатоки, вопрос: можно ли создать такую атмосферу без Чемпионата?

Новая культурная Самара

Скорее всего, решение этой задачи возможно, если объединить творческие силы и действия не просто целенаправленные, а общие. Чемпионат был большим делом для всех. Cosa nostra, как говорят в Италии. Он объединил всех. И это не фигура речи. Вспомните, как работали на публику, распевая народные и пионерские песни под разбитую гитару самарские бомжи!

Жизнь после Чемпионата. Как развивать культуру в Самаре

Впрочем, бомжей привлекать не стоит. Лучше попробовать на базе очень представительной и действительно заинтересованной комиссии, которой является «Культурная Самара», не ограничиваться установкой статуй, а попытаться выработать общую стратегию культурного развития города. Это и будет программой продвижения регионального бренда. Главное требование к такой работе — это максимальное объединение разных представителей разных социальных групп. Такой ансамбль наверняка даст синергический эффект, как это уже было с лучшими проектами, реализованными во время ЧМ.

С модерном — под облака

Совсем недавно самарский проект «Модерн в облаках» признан лучшим культурным проектом в России во время Чемпионата мира. Это очень большой успех. В частности, мы победили казанцев, которые в последнее время кажутся нам недостижимым образцом. Победили. Да, велика роль самой идеи проекта. Архитектор Дмитрий Храмов придумал прекрасный образ, который помог привлечь внимание к памятникам модерна — нашим архитектурным жемчужинам.

Но в этом проекте важна и другая составляющая: он был активно поддержан не только правительством области, но и объединил разные творческие силы. Появился масштаб, размах и новый уровень смыслов которого просто в запуске шаров около достопримечательностей, может, и был, но не читался. А все вместе — соединилось и сработало.

Принципы участия, партисипативные практики, когда рулят не только «боссы», но и сотрудники, — это наше, самарское! «Том Сойер Фест», который тоже только-только получил грант Президента России, — это не просто лучшая партисипативная практика России, но и пример объединения разных культурных и социальных слоев ради сохранения старой Самары. Ради сохранения идентичности. А это и есть наш бренд. Вот пример синергического опыта. Именно проекты, собирающие вместе разных людей с общими интересами, дают выдающиеся результаты.

Будем надеяться, что и новый состав (а он как раз такой, да и авторы «Том Сойер Феста» и «Модерна в облаках» там представлены) «Культурной Самары» сумеет найти новые идеи для объединения самарцев. Конечно, Чемпионат своей финальностью заставлял концентрировать ресурсы, сплачиваться в достижении цели, а потом радоваться на празднике, прекрасно понимая, что он кончится. Но это же и минус такой мобилизации к событию. Теперь Чемпионат стал историей, приятным воспоминанием. Да, осталось наследие, но праздник кончился. А Самара с нами всегда. И каждое улучшение важно. Ведь тех же домов, оживленных томами сойерами, не так много, но они создают среду, генерируют городскую культуру каждым кирпичиком.

Ну и, конечно, не надо напоминать, что такие культурные проекты — это и есть сохранение самарской идентичности, ее развитие. Сейчас для этого есть все необходимое — воля власти, общественный интерес, профессиональный интерес. И даже есть опыт, показывающий, что вместе мы вообще все можем.

Скульптуры, которые стали и могут стать брендами Самары

Читайте также:

Город смыслов

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Последняя публикация проекта. С окончанием 2018 года мы завершаем проект «Самое самарское». Но наше изучение самарской уникальности не закончится с […]

Город смыслов

Нужна ли Самаре реновация

Бренд Самары совершенно невозможно сделать успешным и привлекательным без большой работы по приведению этой самой Самары в привлекательный вид.

Город смыслов

Самое самарское. Открыть город

Да-да, можно предположить реакцию на заголовок: раньше был закрытый Куйбышев, потом его открыли, город снова стал Самарой. Все уже открыто, […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации