Через дорогу строго по правилам

22.11.2014

23

Автор: Юлия Жигулина

Через дорогу строго по правилам

А с кого брать пример, расскажут в школах

Начало каждой школьной четверти — довольно тяжелое время для детей. Им нужна адаптация, считают специалисты: с каникул они возвращаются расслабленными и за это время забывают все предостережения взрослых о том, как вести себя на дороге, дома или в школе, как действовать при угрозе распространения пожара, и многое другое. Большую помощь в этом могут оказать учителя.

Эксперты "Круглого стола "СГ"

Через дорогу строго по правилам
Николай Олейник,
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. САМАРА

Через дорогу строго по правилам

Андрей Карпочев,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГИБДД САМАРЫ

Нужные навыки

«СГ»: Что такое месячник безопасности детей и зачем он проводился в начале учебного года?

Николай Олейник: Печальный опыт показывает, что именно в конце августа — начале сентября отмечается резкий всплеск ДТП с участием и по вине детей. Месячник начинается 20 августа и длится до 20 сентября. В эти дни проводятся беседы с ребятами и их родителями в школах, многочисленные конкурсы, дети посещают тематические выставки. Основная часть этих мероприятий — не разовые, не случайные. Работа ведется планомерно, в течение всего учебного года. А весной эстафету принимает конкурс «Безопасное колесо». Кстати, в этом году мы впервые провели его для дошкольников: дети в полном восторге. В ноябре проходит конкурс школьных агитбригад (для старшей и младшей групп), затем различные фото- и литературные конкурсы и даже конкурс комиксов. И каждый из них помогает решить несколько задач: ребенок занят делом и изучает правила безопасного поведения.

Андрей Карпочев: Кроме того, ребенок еще и развивается, узнает, что такое командный дух и здоровая состязательность. Дети с большим интересом и удовольствием занимаются этим. Каждый год они придумывают новые номера для выступлений и с ними выступают в своих школах. То есть все это делается не только ради конкурса.

Н.О.: Отдельный аспект здесь — работа с родителями. Я глубоко убежден: в одну систему объединены три направления — школа, органы правопорядка и родители. От их личного примера зависит очень многое. Если все три стороны будут работать слаженно, мы добьемся отличных результатов. И месячник проводится как раз для того, чтобы активизировать и акцентировать эту работу.

А.К.: Как уже отметил коллега, работа должна вестись планово. Много у нас проводится мероприятий собственных, мы участвуем и во всех общегородских акциях. Все силы при этом сосредоточены на том, чтобы сформировать у детей устойчивое понимание, как нужно вести себя на дороге. Безусловно, мы участвуем в месячнике по безопасности: напоминаем детям о правилах дорожного движения, соблюдении правил личной безопасности. Но параллельно у нас идет операция «Внимание! Дети!» Кроме того, в начале учебного года ко многим школам, которые находятся непосредственно у проезжей части, мы приближаем наряды дорожно-патрульной службы. Они дисциплинируют всех участников дорожного движения.

Но какие бы усилия ни прикладывали учителя и сотрудники Госавтоинспекции, главный залог безопасности ребенка на дороге — это воспитание в семье. Нередко именно взрослые провоцируют детей на нарушение правил: переходят дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, сажают их на переднее сиденье автомобиля без специальных удерживающих средств. В результате ребенок запоминает именно такую модель поведения. Наша же задача — дать максимум знаний школьникам, довести до уровня автоматизма модель правильного поведения, чтобы они могли одергивать родителей и не допускать нарушений. Думаю, это поможет дисциплинировать обе стороны.

«СГ»: Какая самая распространенная причина дорожных происшествий с участием детей?

А.К.: Основная масса ДТП по вине детей — это переход проезжей части в неположенном месте. За девять месяцев этого года было уже восемь таких случаев. Еще пять ДТП связано с велосипедистами: ребята не только выезжают на дорогу, хотя это запрещено правилами дорожного движения, но и проезжают на красный сигнал светофора. Кроме того, был и случай управления мототранспортным средством несовершеннолетним подростком. Здесь опять же возникает вопрос к родителям: почему они покупают детям скутеры или мопеды и разрешают им ездить без сопровождения взрослых за рулем?

«СГ»: Читатели регулярно задают нам вопрос: куда обращаться, если рядом со школой или детским садом нет светофора или хотя бы «зебры» и разметки для перехода?

А.К.: Ежегодно перед началом занятий мы проводим проверку образовательных учреждений на наличие ограждений, дорожных знаков, разметки или светофоров. Особое внимание тем школам и детсадам, которые имеют непосредственный выход на проезжую часть. К сожалению, еще остаются учреждения, где есть недоработки, но мы держим их на контроле и постепенно исправим.

Охрана у дверей

«СГ»: Второй аспект месячника — это безопасность в стенах школы, антитеррористическая и пожарная.

Н.О.: Совершенно верно. У нас существует понятие комплексной безопасности, которая объединяет все возможные угрозы. Сейчас из всех возможных техногенных катастроф реально опасная ситуация может возникнуть из-за пожара. А по данным Госпожнадзора, около 95% причин возгораний — это замыкания в электропроводке. Поэтому мы занимаемся созданием технических условий профилактики пожаров. Это установка автоматической пожарной сигнализации, которая срабатывает мгновенно и позволяет затушить огонь на ранней стадии. Сейчас во всех школах и детских садах есть система раннего обнаружения пожара. Сигнал автоматически по радиоканалу уходит в пожарную службу, что позволяет сэкономить две-три минуты на реагирование, а это довольно много. В школах установлена речевая система оповещения. Практика показала: когда дети слышат голос, и особенно голос директора школы, который сообщает о ЧП, то спокойно и четко реагируют на происходящее. И еще один технический помощник в обеспечении антитеррористической безопасности — кнопки тревожной сигнализации. Сейчас они установлены практически во всех образовательных учреждениях. Наряд полиции приезжает через пять-семь минут после вызова.

«СГ»: В некоторых школах устанавливают и турникеты. Однако работают они только в первые несколько месяцев. Почему так происходит?
Н.О.: Дело в том, что есть противоречие между требованиями двух ведомств. Полиция рекомендует устанавливать турникеты и вводить магнитные карты, чтобы препятствовать проникновению в здание посторонних лиц. А от МЧС мы получаем предписание: при возникновении пожара турникет станет препятствием для эвакуации детей. Аналогичная ситуация с решетками на окнах. Мы нашли компромисс: сейчас устанавливаются быстросъемные турникеты.

«СГ»: Есть ли в школах единые тарифы платы за охрану?
Н.О.:
Сейчас нет ни одного нормативного документа об обязательной организации в образовательном учреждении охраны силами частных предприятий или вневедомственной охраны полиции. Если родители решили, что им необходима такая услуга, они могут заключить договор с частной охранной организацией (ЧОО). Сейчас ЧОО охраняют 123 из 161 самарских школ. Цену услуги определяет рынок. Сейчас образовательные учреждения охраняют 52 частные организации. Родители и администрация образовательного учреждения выбирают ту, чье соотношение цены и качества их устраивает.



Почувствовать себя на дороге

В октябре в парке им. Гагарина был открыт первый в Самаре детский автогородок, где можно на практике изучить правила дорожного движения.
— Мы планируем проводить здесь практические занятия для школьников, чтобы ребята могли почувствовать себя настоящими участниками дорожного движения. Ведь в игровой форме любой материал запоминается лучше, — рассказывает начальник отдела обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников городского департамента образования Николай Олейник. — Автогородок станет постоянной площадкой для районных и городских соревнований «Безопасное колесо». День открытия показал, что детям эта идея очень понравилась.


По данным ГИБДД (за девять месяцев 2014 года):
26 детей дошкольного возраста пострадали в ДТП;
14 детей стали виновниками ДТП.
Чаще всего участниками ДТП становятся школьники в возрасте 10-14 лет.

Читайте также:

Пресс-центр

Пресс-конференция на тему  «Вакцинация от гриппа – 2020: факты против мифов»

3 сентября, в четверг, в 12.00 в пресс-центре «Самарской газеты» состоится пресс-конференция на тему «Вакцинация от гриппа – 2020: факты против […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации