До конца ноября на остановках общественного транспорта нашего города будет работать проект «В контексте ожидания», представленный Средневолжским филиалом Государственного центра современного искусства. Горожане смогут увидеть — преимущественно в центре города — десять плакатов, выполненных московскими художниками-концептуалистами Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом. Все работы были созданы в 2010 году, демонстрировались в групповых выставках программы «Улица как музей — музей как улица» в Самаре, Ульяновске, Казани, Кирове, Кальмаре (Швеции).
Программа «Улица как музей — музей как улица» в нашем городе реализуется не первый год. В разное время в ней принимали участие как российские, так и зарубежные художники. Суть ее заключается в способах взаимодействия современного искусства (contemporary art) с городской средой. Размещая произведения искусства на остановках, в местах, где обычный человек видит рекламную картинку, сопровождаемую броским слоганом, организаторы стремятся пробудить в потенциальном зрителе интерес к изображаемому. Искусство, вышедшее из привычных для него пространств музеев и галерей, помещается в совершенно новую для него среду. Остановка становится своеобразной экспериментальной площадкой, где происходит невольная встреча зрителя с картиной. Именно остановка является медиумом, местом, где можно поговорить о спорных вопросах, подумать об увиденном в ожидании транспорта. В проекте задействованы работы московских художников-концептуалистов — Юрия Альберта и Виктора Скерсиса, которые пытаются ответить для себя на вопрос что же такое искусство. Серия плакатов Юрия Альберта — пример классического концептуализма. Художник словно задает зрителю несколько провокационных вопросов: «Что этим хотел сказать художник?», «Какое произведение искусства вы хотели бы видеть на этом месте?». Важно, что подобная художественная риторика звучит в контексте, где не предполагаются какие-либо размышления. Ведь остановка общественного транспорта — благодатное место для автоматического «проглатывания» рекламных посылов и такого же автоматического проживания бытовых, каждодневных событий. А художник ставит случайного человека, который всего лишь ждет свой автобус, в нестандартную для него ситуацию. Смысл вопроса «что хотел сказать художник?» не в поиске верного ответа, а в переключении зрителя из одного жизненного регистра в другой.
Работы Виктора Скерсиса будто засасывают зрителя в пространство игры контекстами. Мир современного мегаполиса, построенного под влиянием идей классика модернизма Ле Корбюзье, художник превращает в переиначенный «Мир Барбюзье». Кто такой Барбюзье, не совсем понятно. Однако мы видим некое подобие бренда, фирменного знака, который вполне рифмуется с современными рекламными брендами. Автор создает собственный миф, в котором есть товары под названием «Клопомор и Змей Горыныч», загадочная «Серозная полосайка», присутствует ностальгия по невозможной в нынешних условиях «естественной жизни» (фразеологизм «не заржавеет», примененный к зеленой траве). Все это составляет реальность современного города, которая полна парадоксов.
Адресная программа в Самаре
1. Галактионовская ул./Самарская пл. (в центр)
2. Клиническая ул. (ТТЦ «Аквариум»)
3. Молодогвардейская ул. / Самарская пл. (губернская Дума, из центра)
4. Ново-Садовая ул./КРЦ «Звезда» (из центра) трамв.
5. Самарская ул. / Красноармейская ул. (из центра)
6. Фрунзе ул. (филармония) в центр
7. Чапаевская ул./пл. им. Куйбышева (из центра)
8. Авроры ул., 121
9. Антонова-Овсеенко ул., 59
10. Антонова-Овсеенко ул./ Карбышева ул.
Выставка работает до 30 ноября (12+)
Общество
Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев