В поисках счастья и покоя

23.09.2014

31

Автор:

В поисках счастья и покоя

Творческие искания Михаила Нестерова

 
В художественном музее открылась выставка русского и советского художника Михаила Нестерова из коллекции Башкирского государственного художественного музея. Она считается одной из крупнейших в России: 108 экспонатов, где представлены живопись, графика и большой мемориальный раздел. В экспозицию вошли как законченные произведения в жанре портрета, пейзажа, так и наброски, этюды.
Тематика произведений Михаила Нестерова полностью отражает его нравственно-эстетическую программу, основной мыслью которой является идея отшельничества, «пустынножития», поиски человеком духовного стержня. Ему удалось найти и запечатлеть образы старцев, монахов-отшельников, далеких от мирской суеты, жаждущих духовного просветления и ищущих мира внутри себя. Однако раннее творчество Нестерова было связано с идеями художников-передвижников. В картинах «Кабинет отца», «Тапер», «Старый да малый» живописец очень внимателен к бытовым деталям и к внешней характеристике персонажей. 
 
В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из главных своих произведений — картину «Пустынник», хранящуюся в Государственном Русском музее. В ней раскрывается тема одиночества, исканий счастья, тишины и внутренней гармонии.
 
После возвращения из первого заграничного путешествия Нестеров начинает работать над циклом картин, посвящённых жизни и деяниям Сергия Радонежского — просветителя, подвижника, политического и культурного деятеля конца ХIV века. Образ Сергия (в миру — Варфоломея) — один из любимейших в галерее портретов Нестерова. Именно он стал для художника воплощением духовного и нравственного идеала.
 
Первым произведением «Сергиевского цикла» стала картина «Видение отроку Варфоломею» из собрания Государственной Третьяковской галереи. На выставке представлен первый (неоконченный) вариант картины, в котором написана только верхняя часть: работая над картиной в Уфе и будучи в это время больным, Нестеров нечаянно повредил холст, и ему пришлось переписывать картину заново. Незавершенное полотно позволяет зрителю увидеть сам процесс создания произведения: от тщательной прорисовки деталей карандашом до нанесения краски на холст. К «Сергиевскому циклу» относится и этюд «Голова молящегося юноши». Герой находится в состоянии отрешенности, экзальтации, которое передают огромные вопрошающие глаза юноши, обращенные к небесам. 
 
В своих произведениях Нестеров абсолютно аскетичен — начиная с выбора минималистичных композиций и заканчивая набором предельно сдержанных красок и оттенков. Его картины, к счастью, лишены сусальности, имперской парадности и пафоса. Все содержание изображаемого словно переходит во «внутренний» мир произведения. Это хорошо заметно в его русских пейзажах. Картина «Зимой в скиту» как нельзя точно выражает идею русской экзистенциальной тоски, где одинокая женская фигура на белом снегу лишь усиливает чувство одиночества, покинутости.  
 
Выставка продлится до 10 ноября 
Художественный музей, ул. Куйбышева, 92
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации