«Могу назвать Праудина учителем»

23.09.2014

19

Автор:

«Могу назвать Праудина учителем»

Актер театра «СамАрт» Алексей Елхимов рассказал, зачем изолировать актеров на время репетиции  и откуда взялась бензопила в «Гамлете»


Чтобы помнили…

— Чем сейчас живешь в «СамАрте»?
— В начале августа мы выходим из отпуска и приступаем к репетициям спектакля «Дневник Анны Франк». Режиссер Екатерина Гороховская отнеслась к работе очень серьезно — приезжала в течение сезона смотреть актеров, чтобы определиться с назначением на роли. В конце сезона прошла встреча с ней, с автором сценической версии текста — Асей Волошиной и сценографом Софией Матвеевой. Екатерина сразу сказала, что если кто не готов, лучше сейчас сойти с корабля. Тема очень серьезная и актуальная. «Дневник Анны Франк» — это литературный документ, дневник девушки-подростка из еврейской семьи, которая четыре года провела в убежище, построенном ее отцом, чтобы не попасть в нацистские концлагеря. Действие происходит в Голландии, на оккупированной территории. В ходе репетиционного процесса на три-четыре дня мы закроемся в отрезанном от мира пространстве. Пока предполагается, что это будет в старом здании ТЮЗа.

— Негуманные способы репетиции.
— Этот способ, предложенный режиссером, может привести к возникновению твоего личного человеческого озарения, прозрения. Мне это очень интересно, у меня не возникает отторжения. Мне нравится, когда постановщик работает так серьезно, когда он хочет подключить все наши каналы для восприятия ситуации. Никогда не знаешь, какой из них сработает.

— С каким чувством заходишь в эту работу? Кроме актерского любопытства, что еще толкает вперед?
— С радостью и нетерпением, хочется начать общаться с персонажем. Когда Екатерина уезжала, она оставила список книг и фильмов для подготовки. В данный момент я читаю «Треблинский ад» Василия Гроссмана — страшная вещь про концлагеря, «технология конвейера смерти». К сожалению, мы очень быстро умеем забывать… Во многом мои воспоминания, связанные с темой войны, из школы. К нам приходили ветераны, труженики тыла. А потом актуальность пропала, и возвращаться к ней стали только на 9 Мая.

«Могу назвать Праудина учителем»Громкая премьера прошлого сезона
— «Гамлет» Анатолия Праудина стал самой громкой театральной премьерой Самары в прошлом сезоне. Расскажи о своей работе в спектакле.
— Роль Лаэрта в «Гамлете» (на верхнем фото. — Прим. автора) — моя первая работа в спектакле у Анатолия Праудина. В репертуарной постановке. До этого я принимал участие в учебном спектакле «Дети солнца» его режиссерского курса, который он набирал из актеров «СамАрта». Тогда я по-настоящему открыл для себя этюдный метод. Это был головокружительный опыт, когда из этюдов, которые ты приносишь на первый, второй показ, Праудин мастерски, как волшебник, выстраивает композицию, а ты чувствуешь себя соавтором. Для меня была проблема — с какой стороны подойти к персонажу. С одной стороны, Лаэрт — это военный человек, который потрясающе владеет оружием, убийца. А с другой — у него очень теплые родственные отношения с сестрой. Лаэрт находится в плену фантазий. Он хочет быть героем, красавцем-парнем, чтобы им гордились. Он играет солдата, ему это доставляет удовольствие. Поэтому он трагичен и смешон. Трагичен в своей искренности и смешон в своей наивности. Такими обычно распоряжаются власть имущие. Они искренне верят в идеологию, идут в своем деле до конца и могут стать убийцами. Отчасти в этом виноваты они сами, потому что снимали с себя ответственность и не думали, а по большому счету — система, которая выстраивает их и нас с вами и заставляет двигаться колонной.

Кайф работы с Анатолием Аркадьевичем был в том, что мы всё, вплоть до костюмов, придумывали вместе. Принесенный нами материал художник доработал. Как Лаэрт выглядит, что у него в руках, придумывалось на репетициях, это не было задано.

— У Лаэрта в руках бензопила. Это задумка режиссера или ты придумал?
— На первых репетициях слово «бензопила» прозвучало. А, может быть, прозвучало слово «бульдозер»… Как образ страшного орудия убийства. Когда ты встречаешь на пути предателя, убийцу твоих родных, с ним хочется расправиться так, чтобы его невозможно было потом собрать. Сначала появилась китайская бензопила. Но она стала сбоить, а должна всегда заводиться. Не дай бог, этого не произойдет, когда она окажется в руках у Гамлета в конце спектакля. Тогда придется душить руками… Поэтому взяли качественную бензопилу, которая не подводит. Конечно, это может смущать зрителей. Что-то может быть неверно прочитано или донесено нами. Или могут прийти зрители, настроенные на другого Шекспира — традиционного, консервативного, когда на сцене люди в плащах и со шпагами. Но с моей точки зрения, это не бензопила, а орудие убийства — эквивалент меча.

— Помимо этюдного метода, какие ты увидел особенности Праудина как режиссера?
— Потрясающая эрудиция и интеллигентность при внешней брутальности. У него есть способность схватить на репетиции некую эмоцию и донести ее живую энергию до уровня искусства, выстроить живописное произведение. Думаешь: «Это же мы все сочинили!» Но  ничего бы не получилось без его представления о том, что должно получиться в итоге.

— Режиссер-учитель?
— Да. Бесспорно, что актеры, которые с ним работают, его обожают. Мы все в этих работах получали колоссальное удовольствие. Настоящее погружение в материал. Когда режиссер дарит тебе ощущение соавторства, это круто. Я могу его назвать учителем, тем более что он сейчас набрал при «СамАрте» второй режиссерский курс актеров, которые учатся  режиссуре и сценографии. Мастера курса — Анатолий Праудин и Алексей Порай-Кошиц (художник-постановщик). Мы работали по материалам биографии Пушкина, сдали экзамен и приступаем к его «Маленьким трагедиям». Через два года, если мы справимся, это станет репертуарным спектаклем.
Представить себе не мог, что когда-нибудь буду так много общаться с Праудиным. Я и в «СамАрт» пришел, когда увидел его «Фальшивый купон». Мне сразу захотелось быть там, с этими артистами, и понять, как это возможно такое сочинить!

«Время звучать!»

— Ты не только актер, но также автор и руководитель радио «Время звучать!» Как возник проект?
— В 2012 году это задумывалось как радио с самарским содержанием. Так сложилось, что уже лет десять занимаюсь локальной музыкой и в один момент понял, что ее становится все больше и больше и хватает на целую радио-станцию. И как бы хорошо ты ее не знал, все равно открываешь для себя новые группы. На радио «Время звучать!» возможна не только музыкальная, но и другая творческая реализация — тут же возникли проекты о самарских поэтах и т.д. Радио живет не только как сетевой онлайн-проект — этим летом при участии «Время звучать!» прошла выставка фоторабот Андрея Ларионова, фестиваль музыки «Энергия Поволжья», мы начали помогать музыкантам издавать собственные альбомы и выпустили в свет новую пластинку замечательной регги-команды «Два Льва». Завершил летний цикл мероприятий радио «Музыкальный пикник» в Загородном парке 31 августа. Кроме того, мы получили грант на производство радиопрограмм о культуре. В эфир начал выходить цикл передач «Читай и слушай, слушай и читай», который реализован при поддержке губернатора Самарской области. У радиостанции появился удачный логотип, который нарисовала Лена Загороднева: рыбка с громкоговорителем. И слоган: «Здесь живут песни твоего города». Радио возникло и сразу зажило, в отличие от других интернет-радиостанций, у которых формат несколько размазан. Какую бы музыку на «Время звучать» ты ни слушал, понимаешь, что она — из Самары. Со временем мы поняли, что нужно было развиваться, и так станция «Время звучать» появилась в Саратове — с саратовскими музыкантами.

— Только рок-н-ролл?
— Да, живая музыка. Фолк-рок, джаз-рок, хард-рок… Некоммерческая музыка. Это бесконечный творческий процесс, сначала ты собираешь музыкальный материал, а потом как редактор с ним работаешь. Я вижу безграничное поле для работы в этой области. Мечтаю только о том, чтобы у меня было больше времени и сил.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации