Тяжело быть старшим по дому. Вечные жалобы от жильцов по делу и без, долги по квартплате, коммунальные аварии и совсем не легкое хозяйство, следить за которым нужно 24/7. Да и, ко всему прочему, даже простое «спасибо» мало кто скажет. Словом, терпение в такой работе нужно нечеловеческое. Корреспонденты «СГ» пообщались с «терпеливыми героями ЖКХ» и попытались выяснить, почему они продолжают делать свою работу, не смотря ни на что.
Владимир Рубцов, председатель совета МКД ул. Печерская, 3 (г. Самара). Стаж работы – 3 года.
Текст, фото: Мария Суда
— Владимир Викторович, давно вы стали старшим по дому? Что вас подтолкнуло заняться этой работой?
— Сразу же, как переехал сюда, 3 года назад. Если честно, здесь на тот момент была полная разруха, на дом было больно смотреть. И, глядя на все это, я решил заняться благоустройством
— И с чего начали?
— Моя жена начала поливать газоны, выращивать цветы. Потом вслед за ней потянулись и остальные. Постепенно территорию в порядок привели.
— Много обязанностей падает вам на плечи?
— Скорее, на плечах много жалоб скапливается. Жильцы обращаются со своими проблемами, каждый о своем. Сразу всем помочь невозможно, и без того кручусь – верчусь, чтобы дом благоустроить, деньги для ремонта у государственного бюджета достать.
— Насколько я знаю, вам это удалось.
— Да, я, как переехал, сразу начал добиваться того, чтобы мы попали под программу капремонта. Деньги ведь выделяются не всем домам, а только тем, на которые уже смотреть грустно. Вот наш такой и был. Год назад мы добились своего, и на ремонт дома фонд капитального ремонта выделил 15 млн. рублей. Плюс был в том, что жильцы деньги практически не вкладывали. А минус — в том, что мы должны были выбрать что-то одно. Либо ремонтируют крышу, либо утепляют дом, либо делают ремонт инженерных коммуникаций. Мы выбрали инженерные коммуникации. Это было нужнее всего. Трубы были старыми, батареи зимой почти не грели. Потом за свои деньги утеплили боковые стороны дома, так как он промерзал, и ступеньки к подъездам привели в рабочее состояние.
— А какие проблемы у дома есть сейчас? Что нужно ремонтировать?
— Крыша у нас совсем плоха. Накопили мы своими силами за год 1 млн. рублей, но на ремонт не хватит. Окна в подъездах старые, нужно менять. Буду снова добиваться материальной помощи от фонда капитального ремонта.
— А жильцы принимают участие в благоустройстве дома? Помогают вам?
— Активность дома слабая. На организационные собрания ходят по 20-30 человек, тогда как во всем доме 108 квартир. Большинство жителей в упор не видят назревшие проблемы. Но те люди, которые помогают, помогают во всем. В подъездах убираются, за клумбами следят.
— Получаете вы денежное вознаграждение за свою работу?
— Никто мне за это не платит. Бескорыстно занимаюсь делом.
— Владимир Викторович, какие цели ставите перед собой сегодня?
— Хочу объединить ближайшие к нам дома и всем вместе добиться средств для капитальных ремонтов зданий.
Наталья Рыбакова, председатель совета МКД ул. Гагарина, 16 (г. Новокуйбышевск). Стаж работы – 3 года.
Текст, фото: Дарья Суслова
— Наталья Владимировна, как вы стали председателем совета?
— Всё началось с активного участия в жизни дома — я следила за подвалом, который постоянно затапливало, взаимодействовал
— Сложно было начинать?
— Сначала не знала, за что и браться, ведь так много нужно было сделать. Уже в 2014 году наш дом прошел капитальный ремонт, нужно было держать процесс под контролем. Поначалу сотрудники нашей управляющей компании помогали советами и предложениями, а сейчас я на этом уже «собаку съела».
— Как получилось, что вашему дому сделали капитальный ремонт одним из первых?
— Возможно, из-за того, что я регулярно относила кипу заявлений в управляющую компанию по поводу чистки подвала, — до ремонта в подъезде постоянно роились мухи и комары. Нам поменяли инженерную систему – электричество, отопление, стояки. На все ушло 7 млн рублей. Сейчас мы находимся на прямом договоре с управляющей компанией. Накопленные деньги тратим на нужды дома, каждый ноябрь планируем на следующий год. В этом году замазали сквозные швы, поменяли лавочки, урны и почтовые ящики, а в планах на осень– сделать металлические ограждения для клумб. За капремонт платят почти все – 70% жителей дома.
— А проблемы возникают?
— Все проблемы, как правило, касаются сроков выполнения работ. Если затягивают — приходится звонить в управляющую компанию, приходить к ним, напоминать про свой дом.
— Вы получаете за свой труд зарплату или премию?
— Нет. Люди словом благодарят, мне большего и не нужно.
— Эта работа каким-то образом изменила вашу жизнь?
— Если честно, только обязанностей стало чуть больше. Нужно обязательно делать то, что запланировано, и соблюдать порядок в доме. Самое главное, чтобы людям было удобно и комфортно. Если довольны окружающие, значит, мир стал на 1% лучше.
Лев Рябов, председатель совета МКД ул. Свобода, 7 (г. Самара). Стаж работы – 3 года.
Текст, фото: Кирилл Гуров
— Что входит в обязанности старшего по дому?
— Следить за домом, за его внешним видом. Например, если разваливаются лестницы, нужно связываться с домоуправлением, в случае аварии — с администрацией. Иногда приходится сидеть с рабочими до двух часов ночи, ждать устранения проблемы.
— С какими трудностями сталкивается человек, которого выбрали на вашу должность?
— В основном, все они касаются текущего ремонта. Все обращаются к старшему по дому, никто сам в домоуправление не ходит. Все вопросы решаю я, соответственно, и документацию веду. Например, недавно были проблемы со светом в подвалах. По моему обращению нам выделили электрика, и свет снова стал гореть.
А некоторое время назад нужно было заменить старые окна на пластиковые. Один из жильцов нашего дома как раз занимается их производством, и удобно было бы отдать заказ именно ему. Однако я постоянно получал отказы от управляющий кампании ЖКХ. Но в итоге все- таки, я добился своего, и окна были установлены.
— То есть, жильцы в вашем доме пассивны в организации таких дел.
— Абсолютно пассивны! Где-то в апреле должен был проходить субботник. Мы активно приглашали всех жильцов принять участие в уборке, но в итоге на субботнике был один старший. И больше никого.
— Какие проблемы сейчас самые актуальные?
— Очень плохое состояние первого подъезда. Ему требуется хороший ремонт. В четвертом — сломаны перила, откололась часть лестницы после пожара. Кроме того, некоторые жильцы не выплачивают долги в срок, приходится и с ними разговаривать.
— Часто ли вы слышите от людей «спасибо»?
— Очень редко. Чаще всего сталкиваешься с безразличием, а порой — даже с обвинениями.
— Почему вы выдвинули свою кандидатуру, когда выбирали старшего по дому?
— Дело в том, что я тогда ушел на пенсию. Вот и подумал: зачем лежать на диване и смотреть телевизор, когда можно стать главным по дому.
Валентина Алексеевна, Ирина Викторовна, жительницы дома по ул. Ново-Садовая, 163. Стаж работы – 0 лет.
Текст, фото: Андрей Самарский
— Почему у вас нет старшего по дому?
— Отправилась на тот свет. С тех пор никто не вызвался на должность, пытаемся сами выкручиваться, как можем.
— Как в таком случае происходит взаимодействие между жильцами и общение с управляющей компанией?
— Все, что касается ухода за территорией, делаем сами. За клумбами ухаживаем, стены красим, с этим проблем нет. А вот с более серьезными проблемами сами не справляемся, приходится обращаться в управляющую компанию. Например, весной крыша стала проседать. В мае мы ходили в офис компании, подавали заявления. Только для того, чтобы они что-то предприняли, нужно каждый день им порог топтать, а мы тоже работаем. Иногда, правда, реагируют. Один раз после заявления на следующий день пришли и заменили сломанные патроны для лампочек в подъезде.
— В прошлом году проходили выборы районных депутатов. Тогда в ваш двор, насколько я знаю, приходили волонтеры, помогали облагораживать территорию. Пришел ли кто-то в этом году?
— В этом году никто не появился. Да и то, что тогда сделали, просто смешно. Срубили несколько ветхих деревьев, засыпали дорогу щебнем. А толку от этого?
— Обращались ли вы напрямую к кому-то из районных депутатов?
— Не обращались, смысла нет. Писали только в управляющую компанию насчет нашего подъезда, чтобы его привели в порядок после пожаров. В итоге пришлось самим все делать. Обходили весь дом в свободное время, собирали деньги хотя бы на краску для стен.
— После пожаров?
— Несколько лет назад случилась серия пожаров: в течение месяца около 5 раз горели дома и сараи. Причина конкретно не установлена, но скорее всего поджоги. Приезжал какой-то прокурор, полиция, собирали всех жильцов, опрашивали. Мы думаем, что это застройщики, которые хотят освободить землю. Но это только догадки. Пока шло расследование, жильцы выставляли караулы, люди ночами дежурили. Потом само собой на время прекратилось. Если действительно поджоги, может быть, пожалели нас — в нашем подъезде, например, одни дети и старики живут. Но сейчас снова началось, не так давно подожгли сарай.
— И это действительно никого не волнует?
— Кроме нас, никого.
Вера Ахмедова, работник управляющей компании, ул. Отважная (г. Самара), в обслуживании – 8 домов. Стаж работы – 35 лет.
Текст, фото: Анджела Петрова
— Вера Ивановна, как получилось, что именно вы, а не старшие по домам, следите за порядком на вверенной территории?
— На самом деле, в каждом из восьми домов есть совет, но в основном, действительно, за порядком приходится следить мне. Так удобнее, все централизовано. Да и жильцы привыкли – все знают меня в лицо!
— За что конкретно отвечаете?
— Прежде всего, мы следим за порядком. Во дворах должно быть не только чисто, но и красиво. Завозим песок для детей, красим бордюры, сажаем цветы и деревья. У нас каждый день работают слесари, сантехники, электрики. Паспортистка решает вопросы жильцов. Я люблю свою работу и всех заставляю работать!
— Легко ли дается общение с жителями?
— Район у нас молодежный, а я всегда нахожу с жильцами общий язык. Например, зимой все вместе заливаем каток на футбольном поле, чистим снег, летом — наполняем бассейн. Не в каждом дворе такое увидишь! Бывает, в волейбол играю с молодыми семьями.
— Почему вы решили работать в коммунальной сфере? Как справляетесь с такой ответственностью
— А я всю жизнь такими делами занимаюсь. В свое время жила во Владивостоке, где во время перестройки пыталась спасти профилакторий. Два последних этажа перестроили в гостиницу. Я всегда нахожу способы выживания.
— Какой план на ближайший месяц?
— Самое главное для нас сейчас – устроить хороший газон на футбольное поле. Оно большое, детишек много. Хочется сделать все максимально комфортным.
— Что вам больше всего нравится в вашей работе?
— Люблю радовать жильцов. Все вместе отмечаем праздники, а на площадках каждую субботу и воскресенье играет музыка. Но моя настоящая отрада — сажать цветы, деревья. Недавно посадила 26 елочек, еще раньше — липовую аллею. Жду, когда деревца подрастут и будут радовать глаз.
Михаил Терентьев, управляющий ТСЖ, ул. Садовая 229 (г. Самара). Стаж работы – 14 лет
Текст, фото: Евгений Багров
— Вы руководите ТСЖ в этом доме довольно давно – 7 лет. Удалось ли вам сделать жизнь жильцов комфортнее?
— Сколько лет работаю здесь, а проблем меньше не становится. Но вообще я даже немного горжусь, что хоть как-то улучшил условия проживания. Когда только купил здесь квартиру, ситуация была удручающая – детская площадка была не площадкой, а кошачьим лотком, частенько случались перебои с отоплением, и даже лампочки в подъездах на половине этажей не светили. Естественно, что за такие условия многие жильцы отказывались платить — и правда, а за что? Пришлось месяца два убить на разгребание того, что осталось от работы предыдущего управляющего. Как видите, что-то получилось. После этого и оплата коммунальных услуг стала идти стабильнее.
— С какими проблемами приходится бороться в последнее время?
— Проблем полно. Этим летом часто отключают воду. И что самое печальное – в последние два раза даже без предупреждения. Все жильцы, естественно, сразу бегут ко мне: «Михаил Павлович, это вы виноваты, вы нас не предупредили». Да я и сам бы рад знать заранее! В конце концов, сам тут живу.
Еще не так давно возникла неприятная ситуация – в паре квартир, откуда съехали жильцы, начали происходить взломы. Причем грабители ничего не стали брать (а брать уж точно было что). Как будто просто зашли отдохнуть, а потом ушли. Такое происходило не раз, поэтому мы установили на этажах видеонаблюдение. С тех пор стало тихо.
— Возникали ли во время вашей работы какие-то «нетипичные» ситуации, к которым вы не были готовы?
— Были происшествия. Лет пять назад ночью у одного жильца взорвалась сауна, которая, как позже выяснилось, была несанкционирован
— Не хотели бы сменить профессию, если бы такая возможность появилась?
— Работа мне нравится. Особенно, когда есть возможность сделать жизнь людей комфортнее, а не исправлять уже имеющиеся проблемы. Поставить детям еще одни качели на площадку, например. В общем, по своей воле место работы я уж точно менять бы не стал. Конечно, бывают конфликты и прочие неприятности – но это всё мелочи. А в целом, всё у нас хорошо.
Новости
Новости
Новости