Наставник Ильича

16.10.2016

104

Автор: Илья Сульдин

Наставник Ильича

Самарский характер очень необычен. Иногда в нем можно заметить фантастическое сочетание свободолюбия, граничащее с самоуправством, и при этом глубочайшее уважение к законам и традициям. В истории города есть человек, который от рождения сочетал эти качества самым удивительным образом.

Не такая и обочина

Жителю сегодняшнего миллионного города иногда кажется, что Самара в XIX веке с ее десятками тысяч жителей была далека от больших событий истории. Отечественная война 1812 года отразилась разве что в пленных французах, присланных в город.

Восстание декабристов 1825 года и вовсе, казалось бы, не задело течения провинциальной жизни. Но на самом деле и тогда, и сейчас Самара была гораздо ближе к большой истории, чем можно подумать.

Три взгляда на декабристов

Восстание на Сенатской площади очень повлияло на нашу самарскую жизнь. Но не сразу, а через много лет, когда главным судьей губернии стал Владимир Иванович Анненков — сын декабриста Анненкова. Того самого, про которого Окуджава написал «Кавалергарда век недолог», которого сыграл Костолевский в прекрасном фильме «Звезда пленительного счастья» и про которого Александр Дюма написал роман «Учитель фехтования». Один из легендарных героев русской истории. Его участие в восстании было условным, поэтому он остался жив. Однако следствие показало, что Анненков был не случайным заговорщиком, а убежденным сторонником «изменения существующего строя», поэтому наказали его жестоко. И пусть у событий на Сенатской площади не два и не три толкования. Но, независимо от мнений, две вещи известны наверняка: император сильно испугался восстания, декабристы действительно были лучшими людьми России.

Звезда пленительного счастья

Декабрист Иван Анненков был женат на француженке Жанетте Гёбль, и эта романтическая история прекрасно и правдиво показана в фильме «Звезда пленительного счастья» — венчание в Тобольске, кандалы, жизнь в убогой лачуге. Именно в лачуге, рядом с петровским заводом, и родился в 1831 году Владимир — третий ребенок в семье декабриста и первый сын. Жили бедно, но общество подобралось приличное — сначала учителем мальчика был друг Пушкина Иван Пущин, отправленный на каторгу навечно, а потом в тобольской гимназии продолжил образование ребенка Петр Ершов — автор «Конька-горбунка», который ссыльным не был, а просто работал в гимназии в Тобольске.

Сын восставшего

Анненков-старший сумел выхлопотать себе некоторые послабления. Он жил не как каторжанин, а «на поселении» и даже смог, по ходатайству матери, поступить на гражданскую службу. Но в общей сложности он провел в Сибири 30 лет — до смерти Николая I. При этом большую часть этого срока декабрист работал на благо отчизны, и это же отношение он передал своему сыну Владимиру. Он не мог поступить в университет и получить образование, поэтому пошел на службу в тобольский суд простым канцеляристом, в чине регистратора. Впрочем, довольно быстро сделал карьеру и уже к 1856 году стал столоначальником. Ему было 25 лет, а просители уже должны были обращаться к нему «ваше высокоблагородие».

Наставник Ильича

Следствие ведет Анненков

В 1856 году, после смерти Николая, в России началась «оттепель». Одним из первых манифестов императора Александра стала широкая амнистия, прежде всего для декабристов, проведших в Сибири уже 30 лет. Но милость монаршая тоже имеет пределы — семье Анненковых было позволено покинуть Сибирь, но запрещено селиться в столицах. Поэтому семья остановилась в Нижнем Новгороде. Здесь отец и сын Анненковы работали и жили почти двадцать лет. Владимир Иванович стал одним из лучших судебных следователей губернии. На его счету было несколько крупных дел, в том числе и о растратах казенного имущества. Владимир Иванович был награжден орденом Станислава II степени и стал губернским прокурором. В 1878 году в очень почтенном для каторжанина возрасте 76 лет умирает его отец Иван Анненков. Владимир Иванович, сам уже немолодой, подает прошение об отставке. Но тут, как это всегда происходит в самарских историях, его судьба совершает крутой поворот.

Основы самарской законности

С прошением об отставке Анненков едет в Санкт-Петербург. Но новый министр юстиции Набоков (дед писателя) уговаривает его повременить. Высочайшим указом Владимир Иванович Анненков становится самарским окружным судьей.

Новый окружной судья приступил к своим обязанностям в августе 1878 года. И первый период пребывания Анненкова в Самаре можно назвать трагичным. Сначала тяжело заболела и умерла его супруга Мария Сергеевна, а через год во время эпидемии скарлатины скончались и двое детей Анненкова. Эти страшные испытания не могли не сказаться на могучем здоровье Владимира Ивановича, но он мужественно продолжал исполнение своих обязанностей, находя в них отвлечение от череды жизненных утрат.

Можно с уверенностью сказать, что своей 20-летней беспорочной службой на посту окружного судьи Владимир Иванович заложил в Самаре основы законности. В 1864 году началась судебная реформа в России и были созданы окружные суды. Самарский окружной суд объединял в себе семь уездов, поэтому объем дел был огромен. Но Владимир Иванович поставил дело так, что самарцы полюбили (!) приходить в суд, чтобы послушать выступления Анненкова. А сам он был одновременно олицетворением государства и законности, но при этом одним из самых передовых и демократичных граждан Смары.

Кандалы отца

Представьте себе такой контраст: вот окружной судья, символ нерушимости и мощи законов империи, но при этом дома у него на почетном месте висят кандалы отца. Отца-декабриста, осужденного судом империи за попытку восстания против нее. Как это уживалось в одном человеке? По воспоминаниям современников, вполне естественно. Во многом благодаря отцовскому воспитанию, который был крайним аскетом и очень скромным человеком не только в годы каторги, но и после возвращения. Идея служения не государю и не правящему дому, но Родине — вот основа воспитания Владимира Ивановича, основа его жизненной позиции. Именно на этих идеях строил свою работу сын декабриста. И, наверное, именно поэтому помог устроиться на работу младшему брату террориста-народника.

Наставник Ильича

Мы очень мало об этом знаем, но, несомненно, Владимир Иванович сильно повлиял на Владимира Ильича. Будущий вождь мирового пролетариата прибыл в Самару 19 лет от роду, а в окружной суд попытался устроиться, когда ему был 21 год. Романтический юноша с глубокой раной в сердце после казни брата, он, конечно, попал под влияние Анненкова, судьи, у которого дома на стене висели кандалы декабриста. Собственно, Владимир Иванович своим примером показал, что можно иметь революционные взгляды, но при этом укреплять государство, но Володя Ульянов сделал другие выводы. Возможно, что
без Анненкова вообще никакой истории Ульянова не было бы. Ведь именно Владимир Иванович, будучи всемогущим окружным судьей, посмотрел сквозь пальцы на то, что Ульянов, претендующий на мелкую, но все-таки работу в суде, был неблагонадежен. Да, послал в Санкт-Петербург запрос, но сформулировал его таким образом, чтобы получить ответ, позволяющий принять Ульянова в качестве присяжного поверенного в Самарский окружной суд. Взял под опеку будущего вождя и, таким образом, установил прямую мистическую связь — от декабристов к большевикам. Впрочем, Ульянов был не единственным сотрудником самарского суда, склонным к революционным действиям. Одновременно с Владимиром Ильичом работал в суде народник Хардин. Но при этом Самарский окружной суд был одним из лучших в России, а Владимир Иванович Анненков — воплощением обходительности и внимания. Он никогда не позволял себе грубости с посетителями, здоровался с каждым сотрудником за руку, вникал в подробности любого дела. Проработав на своем посту 20 лет, Анненков умер в 1898 году в кругу семьи.

Нужно ли писать, что память этого человека никак не увековечена в нашем городе? На фасаде областного суда мы видим присяжного поверенного Ульянова, но нет ни слова о человеке, который создал этот суд по самым суровым лекалам нравственного закона, вынесенного им «из глубины сибирских руд». Мы живем в городе, где систему правосудия создал сын декабриста. Быть может, пора вспомнить об этом?

Наставник Ильича

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации