Крутые повороты Степана Разина

20.08.2016

225

Автор: Илья Сульдин

Крутые повороты Степана Разина
Степан Разин — наш великий Русский Миф о Свободе. Как и положено мифу, он неотделим от национального сознания. Но это уровень совсем уж высокий — у большого мифа про Степана Разина есть ведь и свои, очень местные и совсем самарские эпизоды. То, что происходило 350 лет назад в наших краях или не происходило в реальности, но происходит в мифическом пространстве Жигулей.
Влияние мифа на характер
Почему же так важен придуманный за три века образ народного героя (реальная личность которого очень сильно отличалась, и не в лучшую сторону!) для нашего города и края? Потому что в судьбе Степана Разина ярко проявилось одно из главных свойств нашей самарской земли — очень многие люди попадают сюда в тот момент, когда в судьбе их происходит решительный поворот. Главный поворот судьбы. Какой только раз в судьбе бывает. Такой же крутой, как и Самарская лука, которая тоже одна такая крутая на всем течении Волги. Произошел такой поворот и в судьбе Степана Разина. Именно под Самарой донской казак Степан Разин объявил, что с ним идут патриарх Никон и царевич Алексей. Для них были специально выстланы две лодки — одна парчой и золотом — для царевича, другая черным — для Никона.

Невольный дух

Невиданная дерзость — вот, что погубило Разина и, видимо, передалось в характер самарцев. Атаман и до этого, конечно, рассылал «прелестные письма» и далеко зашел в своих заявлениях, но после того как во флоте Разина появились два этих струга, весь смысл разинского восстания поменялся. До этого момента Разин был освободителем, пусть и жестоким, как вся эпоха. После — самозванцем, донской атаман, решивший стать царем, покусившийся на «власть от Бога». И когда в исторических работах появляются рассуждения о том, что это была тактическая необходимость, чтобы привлечь крестьян и придать восстанию «внутреннюю правоту», — да, возможно,
но это уже не тактика освобождения, а стратегия захвата власти. Крестьяне, бегущие к Разину, — вот кому было адресовано это послание. Ведь старые казаки, пришедшие со Степаном с Дона, знали: никаких царевича и патриарха в стругах нет.

И тут же, в наших краях, произошло второе событие, неразрывно связанное с первым, — армия Разина в основе своей стала крестьянской, то есть просто вооруженной кое-как неорганизованной толпой мужиков. Отсюда на Симбирск Разин повел только
горстку закаленных в боях казаков и огромную «армию», собравшуюся со всей Руси. Отсюда атаман отправился навстречу своему поражению под Симбирском, навстречу бегству и гибели.

Черный маг и пират

Кто он был? И почему был? Есть и будет. Согласно многим легендам, Степан Разин в Жигулях по сей день сторожит свои клады. Наш самый главный герой русского фронтира — пират, черный маг, удачливый разбойник, донской казак и волжанин. И пусть сознание рисует образ, больше созданный «Понизовой вольницей», пушкинскими изысканиями или хлебниковской поэмой, — не случайно вызывал и вызывает Степан Разин вдохновение у такого огромного числа творцов! Конечно, всем интересен ответ на вопрос: был ли он на самом деле колдуном? Ну если вы считаете, что колдуны на самом деле бывают, то — да. А если колдунов не бывает? И ведь кладов Степана Разина никто и никогда не находил?!

Богатство

Быстрое обогащение, зачастую преступное, но веселое и лихое — это одна из местных особенностей, которая проявляется в самарцах много поколений подряд. И как бы мы к этому ни относились — такая черта в нашем самарском характере есть. Но очень поучительна в этом смысле одна из легенд о Степане Разине и его кладе. О том, что обычно следует за быстрым обогащением. Рассказывают, что можно его встретить — очень старый дед, в Жигулях, сразу предлагает встреченному человеку пойти с ним в пещеру, где лежат сокровища. Вход в пещеру оказывается прямо здесь же, а в самой пещере без счета золота. Разин говорит своему гостю: БЕРИ СКОЛЬКО ТЕБЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НАДО. Счастливый человек начинает грести золото сколько сможет утащить. Разин глядит
на это и грустно вздыхает, понимая, что и в этот раз поделиться сокровищами не получилось, будет он и дальше скитаться неупокоенный. А человек оказывается на том же месте, где и встретил странного дедушку, а в карманах и везде, куда он золото совал, — труха да старые шишки.

Крутые повороты Степана Разина

 

Осада и сдача

Но если из пространства мифа вернуться к истории разинского восстания, то очень поучительной выглядит вся эпопея с переходом власти, осадой и сдачей Самары. В городе тогда жило около тысячи человек, и большая часть иp них скорее симпатизировала Разину. А воевода, боярские дети, дьяки и стрельцы понимали, что для них после взятия города бунтовщиками ничего хорошего не предвидится. В лучшем случае убьют сразу. И поэтому первый наскок гарнизон Самары отбивает, хотя разинцам и удается частично разрушить две башни крепости. Когда же к Самаре во всем блеске прибыл флот Разина, стрелецкие старшины, до этого возглавлявшие героическую
оборону, договариваются с посадскими, вяжут воеводу и дворян и открывают ворота Степану Тимофеевичу. Воеводу Алфимова и бо-
ярских детей казнят, самарцы присягают на верность атаману, и армия Разина отправляется дальше вверх по реке. Вместе с армией уходят и перешедшие на сторону Разина стрельцы во главе со своими командирами.

После поражения под Симбирском атаман появился под стенами Самары уже без войска и сильно потрепанный. Сообразительные самарцы не стали открывать ворота и не пустили Степана Разина в город, несмотря на то, что несколько дней назад присягали ему на верность. Атаман бежал на Дон, где его вскоре сдали свои же казаки. Особенность самарского характера — последовательное непостоянство.

Казак и русский

[слились в таком емком определении — волжанин]

Лев Толстой писал о том, что мечта каждого русского человека — стать казаком. И в образе Степана Разина русский человек как раз и
видит вот этот идеал вольного духа. Можно составить настоящий портрет идеального героя русского народа, если проанализировать
весь огромный массив — весь миф о Степане Разине. Ведь что особенно важно для нас, самарцев, — это не просто герой далекого времени, это образ, волнующий по сей день. И если вспомнить о самых ярких всполохах, то тут и роман Василия Шукшина, который
так и не стал фильмом, и симфоническая поэма Дмитрия Шостаковича «Казнь Степана Разина», и песня Кинчева на стихи нашего
земляка Алексея Толстого. Волнует Степан Разин русские души.

Наш волжский герой

Необходимо отметить, что и сами волжане немало сделали для формирования мифа о Степане Разине. Ну и Пушкин, наше всё, без него никак. Вот его «Песня о Степане Разине»:

Как по Волге реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин,
грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.

На основе этого пушкинского стиха в 1872 году Дмитрий Садовников, фольклорист и поэт, сочинил песню «Из-за острова на стрежень». Которая сначала стала народной, потом стала «литературной основой» для первого русского фильма «Понизовая вольница» и стихотворного цикла Марины Цветаевой. Эту песню потом перепела группа Seekers и даже Ник Кейв! Вот что значит правильная популяризация. Дмитрий Садовников был первым, кто начал собирать самарский фольклор, и уже в 1884 году был издан сборник его исследований, но для всего мира он прежде всего автор одной из самых русских народных песен. Именно образом из этой песни навеян и Степан Разин на картинах великих русских художников — Сурикова, Кустодиева, Билибина. И горы на этих полотнах — Жигули. Так и получается, даже на этом простом примере, что Россия — это страна литературоцентричная. И княжну бросали в воду здесь, что бы об
этом ни говорили достоверные исторические источники!

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации