Дорожная перезагрузка

16.12.2014

24

Автор: Марина Гринева

Дорожная перезагрузка

В Самаре обсуждают вопросы оптимизации транспортных потоков в исторической части города

Города-миллионники России, в том числе и Самара, усиленно ищут варианты, как разгрузить автомобильные дороги от огромного потока транспорта, сделать их удобнее для пассажиров общественных маршрутов и пешеходов. По данным ГИБДД, в 2010 году в Самаре было зарегистрировано 308 тыс. легковых автомобилей, а в 2013 году их насчитывалось уже 375 тысяч. По другим данным, легковушек у нас уже около 400 тысяч, плюс транспорт грузовой и общественный. А планировка города формировалась много десятилетий назад, когда о подобной автомобилизации даже не помышляли. Вот и получаем мы сейчас до предела запруженные автомобилями улицы, переулки и дворы. Надо искать выход: что в этой ситуации разумно предпринимать?

Предложения экспертов

Департамент транспорта Самары сейчас разрабатывает программу безопасности дорожного движения на 2016-2020 годы, куда, помимо прочего, должны войти и мероприятия по оптимизации транспортных потоков, созданию приоритета общественному транспорту.

Дорожная перезагрузка— Мы рассматриваем несколько вариантов, как обеспечить приоритет автобусам, троллейбусам и трамваю, — сообщает заместитель руководителя департамента транспорта Александр Самсонов. — Это выделенные полосы для общественного транспорта, обособленные от автомобильных трамвайные пути, оптимальная дорожная разметка, организация более удобных для пассажиров трамвайных островков ожидания. Параллельно с этим прорабатывается возможность введения одностороннего движения на некоторых улицах, чтобы повысить интенсивность проезда. И, чтобы уменьшить помехи на дорогах, сейчас занимаемся программой организации парковок, в том числе платных, в первую очередь в исторической части города. По информации департамента транспорта, в Самаре уже разрабатывается пилотный проект организации платных парковок. Да, люди не очень любят раскошеливаться там, где платную услугу можно обойти. Но опыт многих городов мира показывает: как только появляются платные парковки, за этим следует более упорядоченное движение. Потому что, во-первых, автомобилисты начинают взвешивать, стоит ли им ехать на работу на собственном авто и затем оплачивать многочасовую стоянку или же лучше спокойно добираться на трамвае-автобусе. А во-вторых, поиск бесплатного парковочного места обычно занимает немало времени, и эти маневры водителей зачастую становятся дополнительным затором дорожному движению. А платные парковки упорядочивают и поиск, и сам процесс перемещений транспорта. То есть в итоге дисциплинируют водителей. И, кстати, немаловажна экологическая составляющая: чем меньше маневров авто, тем меньше будет вредных выбросов в атмосферу.

Дорожная перезагрузкаАргументы специалистов

— Когда строилась Самара, никто и не предполагал, что в городе сложится такая дорожная ситуация. Сегодня приходится решать вопросы разгрузки улиц от автомобилей, ведь город уже не перестроить. Исследования дорожной обстановки показали, что до 35% заторов возникает из-за поиска парковочных мест и парковки вдоль дорог, — приводит данные статистики руководитель муниципального предприятия «Пассажир-транссервис» Олег Шперлинг.

Специалист научной лаборатории СГАУ по вопросам организации дорожного движения и транспортного моделирования, доктор технических наук профессор Татьяна Михеева предлагает рассматривать вопрос как можно шире. Только организацией парковок — и платных, и бесплатных — проблему разгрузки улиц не решить. Лаборатория проводила исследования, и в результате выяснилось, что продольные магистрали в Самаре перегружены, а поперечные заняты транспортом заметно меньше. Их потенциал и надо использовать, и те же парковки стоит оборудовать в первую очередь именно там. А в целом, подчеркивает Татьяна Михеева, задачу надо решать комплексно. То же одностороннее движение на узких улочках исторических кварталов Самары до сих пор задействовано по минимуму, хотя обсуждение целесообразности этой меры идет уже много лет. И освобождающиеся площадки в старых кварталах надо не торопиться застраивать, ссылаясь на дороговизну земли, которая непременно должна приносить прибыль, а оставлять какие-то из них под парковочные территории, потому что без них город просто задохнется.

Дорожная перезагрузкаЧто еще должно быть в этом комплексе мер? Сверхпродуманная планировка территорий на площадках застройки. Общественники и ученые предлагают дисциплинировать застройщиков, которые, по идее, должны создавать необходимую инфраструктуру на своих площадках — удобные безопасные проезды и парковки. Между тем, как выясняется, до сих пор действуют строительные СНиПы, которые давно уже отстали от требований дня. — Их необходимо изменить на уровне законодательства, — считает директор научно-производственного центра «Интеллектуальные транспортные системы» Сергей Михеев. — Сейчас застройщик должен организовать всего одно парковочное место на 25 квадратных метров строящейся площади, да и эти-то нормативы носят рекомендательный характер. Мы хотим выйти с законодательной инициативой, чтобы каждый застройщик, который собирается возводить жилой дом, офис или торговый центр, обеспечивал своих будущих клиентов необходимой инфраструктурой, и особенно парковками. Да, законодательные изменения потребуют времени, но они давно назрели. А пока решения будут приниматься, нужны быстрые меры, в частности появление дисциплинирующих платных парковок.

Мнение общественников

Председатель правления НП «Центр общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов просит горожан обратить внимание на такой аспект:

— Дело даже не столько в количестве автомобилей на душу населения, сколько в цели использования машин. В России, в Самаре сложилась такая система: едем на работу на машине, она весь рабочий день ждет нас на бесплатной обочине, вечером томимся в пробках на пути домой. Для многих европейских стран такая традиция не характерна, там для поездки на работу используется общественный транспорт. Нам надо менять модель своего поведения, потому что время неумолимо требует перемен. Нужно обеспечить движение общественного транспорта без пробок, развивать маршрутную сеть и снижать привлекательность личного автомобиля.

Дорожная перезагрузкаТак что внедрение проекта платных парковок подведет водителей к выбору: поехать на машине и оплачивать ее отстой или же воспользоваться общественным транспортом. Опыт других городов показывает, что многие выбирают общественный транспорт, так как проезд на нем дешевле, чем парковка и бензин для личного авто, а также работа эвакуаторов: припарковался не там — приходится выкладывать не одну тысячу рублей.

Опыт других городов

Специалисты администрации Самары изучили опыт других городов страны, где проект по организации платного парковочного пространства уже доказывает свою эффективность. Такие платные зоны есть в Москве, Краснодаре, Екатеринбурге. В скором времени к ним планируют присоединиться Санкт-Петербург, Казань, Хабаровск, Пермь, Новосибирск, Красноярск. Там, где эта практика сегодня уже реализуется, загруженность дорог заметно снижается. И существенно сокращается количество нарушений правил парковки на улично-дорожной сети.

СПРАВКА "СГ"
• В Самаре рассматриваются варианты организации парковочного пространства в исторической части города в границах улиц Пионерской и Полевой. Базовый тариф планируется один из самых невысоких в стране — 30 рублей в час. Оплатить место стоянки нужно будет в течение 15-20 минут. Для жителей близлежащих домов будут предусмотрены льготные условия, например бесплатная парковка в нерабочее время. Начало пилотного проекта намечено на июль 2015 года.

Читайте также:

Политика

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку после встречи с Дмитрием Азаровым

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку в четверг, 18 февраля. Это произошло после встречи с губернатором Дмитрием Азаровым, сообщает […]

Финансы

В следующем году на меры соцподдержки выделят до 22,3 млрд рублей

Это на 2 млрд рублей больше, чем в этом году, и на 5 млрд рублей, чем в докризисном 2019.

Проекты город

Подведены предварительные итоги реализации нацпроектов

С докладами выступили руководители профильных ведомств.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации