Владимир Ощепков: «Мои хористы пели в Соборе Парижской Богоматери»

28.08.2014

52

Автор: Татьяна Гриднева

Владимир Ощепков: «Мои хористы пели в Соборе Парижской Богоматери»

Более 50 лет Октябрьский район Самары гордится удивительным хором студентов КУАИ-СГАУ, бессменным художественным руководителем которого является заслуженный деятель культуры Владимир Ощепков. Кстати, он входит в Общественный совет Октябрьского района. Владимир Михайлович рассказал «СГ» о том, как оказался в Самаре и почему детское и молодежное хоровое движение стало делом всей жизни.

 
— Расскажите, пожалуйста, как вы стали музыкантом?
— Сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что по жизни меня вел мой добрый ангел. Кстати, я даже видел его, когда находился в состоянии клинической смерти, — с годами стало шалить сердце.
 
А когда я был мальчишкой из рабочей семьи, ничто, казалось, не предвещало того, что я стану музыкантом. До 13 лет я об этом даже не думал. Но однажды сосед похвастался моему отцу, что отдает сына в только что открывшуюся в моем родном городе Перми музыкальную школу. Отец — классный токарь и слесарь, который спал и видел, что его сын станет инженером, вдруг взбеленился: и мой Володька не хуже! А я не спал всю ночь, мечтая о том, что буду играть на баяне. Музыкалку я окончил за три года и поступил в музучилище, на дирижерско-хоровое отделение, куда меня взяли почти без экзаменов. Вскоре я организовал свой первый коллектив — мужской хор Пермского речного техникума, который стал лауреатом областного смотра.
 
— Вы ведь окончили Свердловскую консерваторию, как же вы оказались в Самаре?
— После победы хора речного техникума в конкурсе меня стали настойчиво приглашать служить на Северный флот. И я был готов отправиться туда: заниматься художественными коллективами флота, носить красивую форму -что могло быть заманчивее для молодого паренька! Но мои учителя настойчиво порекомендовали мне поступать в консерваторию. Я был очень им благодарен и не мог ослушаться. В консерватории я стал заниматься общественной работой. Меня избрали секретарем комитета ВЛКСМ вуза, и вскоре я познакомился с комсомольским вожаком Уральского политеха — Борей Ельциным. Я запомнил его как дружелюбного и очень талантливого человека.
 
После окончания консерватории ректор рекомендовал меня на должность директора вечерней музыкальной школы при консерватории. Я к тому времени уже женился, родилась маленькая дочка. Работал много, но квартиры мне не давали. Мы ютились в крошечной комнате общежития, дочку приходилось класть спать в чемодан — места для кроватки не было.
 
Владимир Ощепков: «Мои хористы пели в Соборе Парижской Богоматери»И я решил обратиться к тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. После ее вмешательства меня направили в Куйбышев, где тогда создавался музыкальный факультет при КГПИ.
 
— Вы сразу получили квартиру в нашем городе?
 
— Немного пожил в общежитии для преподавателей, затем профессор Водоватов, незабвенный ректор педагогического, выполнил свое обещание, и я сначала получил квартиру на Безымян-ке, потом уже в Октябрьском районе. Сейчас это мой родной район, здесь живут моя дочь с семьей, мои внуки. Когда я здесь поселился, район еще строился, был новеньким и шикарным по советским меркам. Но время идет. Мы, слава богу, пережили девяностые годы, когда преподавателям вузов и деятелям культуры не платили зарплату, а на благоустройство города не отпускали денег. Сейчас я вижу, как район хорошеет, становится чище, повсюду идет реконструкция мостовых и тротуаров, ремонтируются объекты культуры. Видно, что в городе есть хозяин. И в области он появился два года назад. Я был с гастролями на родине Николая Меркушкина и видел, как преобразился Саранск. Теперь надеюсь, что народ даст полномочия сегодняшнему главе региона на продолжение той созидательной работы, которую он начал. Только бы ему хватило сил и времени — дел у нас невпроворот! А еще я должен сказать, что Октябрьскому району повезло с руководителем: Аллу Волчкову я знаю очень давно. Она мне помогала в развитии хорового дела в городе, всегда поддерживала мои начинания. Это хороший организатор, отзывчивый человек.
 
— Да, Самара славится до сих пор системой своего музыкального образования — у нас много хоров, хоровых студий, есть целые школы, которые работают по системе Кабалевского. Вы, вероятно, тоже причастны к этому?
 
— Вы правы. Однажды Дмитрий Кабалевский познакомил меня со своим учеником Георгием Струве, который только что организовал ансамбль «Пионерия». И сказал, что вот, мол, было бы хорошо организовать такие детские хоры и в твоем Куйбышеве. И все завертелось… Великий советский композитор бывал в нашем городе не раз, при его личном участии создавалась вся наша система эстетического воспитания молодежи. Мы были убеждены, что главное — это сделать человека культурным, широко образованным и эстетически развитым. А сейчас. Вот отдыхал я недавно в санатории в Сызрани и поразился, насколько загажен лес в его окрестностях. А когда дожидался поезда, видел, как на вокзале взрослый мужчина подошел к клумбе, бросил в нее сигарету и плюнул. Чего же мы хотим тогда от молодежи? Все усилия властей по благоустройству городов будут тщетны, если не уделять внимания воспитанию молодежи. В нашей педагогической академии я был инициатором создания Института художественного образования, где готовят не только учителей музыки, но и деятелей театра, живописцев. Я организовал и школу искусств в первом детдоме. Как ребята-сироты тянулись к прекрасному, как они на глазах меняли свое поведение и отношение к жизни!
 
— Вы и сейчас руководите несколькими хорами, ездите на гастроли, как вам удается осуществлять такую бурную деятельность в ваши годы?
— Пока сил хватает, ведь я занимаюсь любимым делом. Хотя иногда очень хочется, чтобы мне было не 82, а 28. Хор СГАУ — это мое любимое детище, мне помогал его создавать великий человек — ректор Лукачёв. Он также считал, что эстетическое воспитание необходимо будущему инженеру. Хор победил на международном конкурсе «Ювентус-75» в Каунасе, получил золотую медаль на международном конкурсе в Болгарии, мы участвовали в Прибалтийских праздниках песни, давали концерты в Москве и по всей России. Мои хористы пели в соборе Святого Петра в Риме и в Соборе Парижской Богоматери на церемонии поклонения терновому венцу Спасителя. Многие из бывших студентов, которые начинали петь в хоре КУАИ, плавно перешли в хор ветеранов. Так что я не расстаюсь с ними всю жизнь.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации