Инспектор водного транспорта

23.09.2014

236

Автор: Ева Скатина

Инспектор водного транспорта

Танкерами и сухогрузами «Волготанкера» заправляли речники с Сухой Самарки

«СГ» продолжает знакомить с интересными людьми Куйбышевского района. Наш новый гость — ветеран речной службы, начальник инспекции государственного портового контроля Самарского района водных путей и судоходства Александр Ипатов, который рассказывает о своей работе во флоте.



Сегодня Александр Николаевич проверяет техническое состояние судов и квалификацию членов экипажей. В его отделе шесть инспекторов (четыре — в Самаре и два — в Тольятти), вместе с которыми разъезжает по Волге — от Тольятти до Балакова. А когда-то он сам ходил в плавание. Начинал помощником штурмана, окончил свою трудовую деятельность во флоте, стоя на капитанском мостике. Последний раз поднимался на него 13 лет назад. Хотя, конечно, нынешняя его работа тоже связана с Волгой. Но все же эта работа на суше.
 
На стене кабинета начальника инспекции висит огромная карта королевства Великобритании, рассматривая которую, хочется спросить, был ли Александр Николаевич в тех краях?
 
— Конечно, бывал, эту карту оттуда и привез, — отвечает герой. — На нашем нефтехимово-зе мы туда возили дизельное топливо. Доходили до Ирландии. В Лондонском порту на реке Темзе разгружали и свиной, и говяжий жир, и рельсы…
 
Инспектор водного транспортаКогда-то в нашем городе было мощнейшее предприятие — речное нефтеналивное пароходство «Волготанкер». Сейчас от пароходства остались одни воспоминания, оно раскололось на мелкие компании и частные организации, сдающие в аренду суда. Хотя и здание управления по-прежнему стоит на улице Горького, и многие люди, долгие годы работавшие здесь, по-прежнему работают на воде. Про них Александр Николаевич говорит: настоящие профессионалы, преданные своему делу.
 
…Зато большинство танкеров и нефтерудовозов «Волго-танкера» отправлены на пенсию — стоят пришвартованные на отстое в заливе Сухая Самарка и потихоньку ржавеют. Здесь, за рекой Самарой, в поселке речников, находится ремонтно-экс-плуатационная база, теперь тоже сменившая и название, и владельцев.
 
— Горько смотреть, как суда постепенно приходят в запустение, — сокрушается бывший капитан. — Скоро их будут утилизировать.
 
Уходили в апреле, приходили в декабре
 
Слушая Александра Николаевича, понимаешь, что не человек профессию, она его выбирает. Все в этой жизни не случайно.
— У меня родственники моряками были, — рассказывает Александр Николаевич. — А однажды к нам в школу пришел Борис Макарович Соколов, капитан атомного ледокола «Ленин», первого в мире такого класса судна. В 1967 году он приехал на родину, в наш Кологрив (Костромская область). Эта встреча сильно на меня повлияла. А я как раз оканчивал школу.
 
Через год родители Александра Николаевича переехали в Тольятти. Отца, по специальности автомеханика, взяли на работу на АвтоВАЗ.

А он сразу уехал учиться в астраханское речное училище, куда поступил на отделение морского судовождения. Пять лет там проучился. В 1973-м приехал в Куйбышев на «Волготанкер», где курсантом проходил практику, и одновременно заочно поступил в Горь-ковский институт инженеров водного транспорта.
 

Одну навигацию проходил третьим штурманом, затем помощником капитана, перейдя на танкер «Волганефть263» стал старшим помощником у капитана Горелова. Грузились они по всей Волге — в Ярославле, Самаре, Сызрани, аходилив Финляндию, Швецию, Данию. Через систему ВолгоБалт уходили в Онежское и Ладожское озера, через реку Нева в Балтийский залив.
 
— Заправлялись сырой нефтью в Сызрани, дизельным топливом — в Самаре, Ярославле, — вспоминает герой. — Возили рельсы, металлолом, насыпные грузы. В плавании были по восемь месяцев. Выходили в апреле, а приходили в декабре. Уходили и приходили со льдами.
Первый раз за границу попал в 1971 году, еще будучи практикантом. Пришли они в Финляндию. Все там было в диковину. И вообще все было здорово. Был такой романтический подъем, энтузиазм.
 
— Работать приходилось много, но работы никогда не боялся, — вспоминает Александр Николаевич. — Суда же были все белые. Мы их драили, шкрябали, красили, убирали. Чистоте и внешнему виду тогда очень большое внимание уделяли.
Платили морякам немного, больше получали, когда шли за границу. Суточные зависели от занимаемой членом экипажа должности. Обычно хватало их на покупку жевательных резинок и конфет.

Пиратов не видел
 

После ухода в 1980 году капитана Горелова на другое судно занял его место. Проработал здесь вплоть до 1990 года и ушел на нефтерудовоз. На нем ходил уже только в море. Работал по контракту, шесть месяцев через шесть. Судно ходило круглогодично, а экипажи были сменные. Команда менялась в Таллине, Польше, летали даже в Дакар. Затем с 1997-го и до 2001 года командовал нефте-химовозом «Инженер Лупичев», до того момента как «Волготан-кер» стал разваливаться, предприятие начали банкротить. И он уволился.
 
Когда попросила Александра Николаевича рассказать о каких-нибудь забавных случаях или чрезвычайных происшествиях, случившихся в плавании, он только пожал плечами. Для него была обычная рутинная работа. Да, однажды у берегов Швеции в тумане столкнулись с немецким судном. Балтийское море ведь перегружено транспортом. Тогда был большой разлив нефти. Собирала ее практически вся Европа, отовсюду пришли нефтесборщики. Особенно наши ребята очень помогали. Вообще, советские моряки всегда раньше всех приходили на помощь, выручали друг друга. Иностранцы удивлялись нашей сплоченности. В шторм попадали. Как-то их накрыло в Роттердаме, и они ушли в бухту в Англию. Вот, пожалуй, и все.
 
О пиратах, о нападениях которых одно время часто сообщали СМИ, Александр Николаевич в свою бытность капитаном не слышал, но знает, что нашим самарским ребятам приходилось в море сталкиваться с морскими охотниками, когда они возвращались из Китая через Африку. Они тогда перегоняли новые суда и шли порожняком. И так как поживиться было нечем, пираты их отпустили.
 
Многие наши моряки сейчас работают в тех местах, уезжают на заработки, потому что дома для них нет работы. А вообще в Африку волжские танкеры стали ходить в начале 1990-х, когда их зафрахтовали датчане и шведы. Его судно в основном отгружалось с Западной стороны материка. Шли к месту через Гибралтар, Мавританию, Сенегал, Гвинею, Бисау.
 
Уволившись из «Волготанкера», Александр Николаевич стал инспектором в государственном бассейновом управлении водных путей и судоходства, сейчас он — начальник государственной инспекции порт-контроля. В его обязанности входит проверка судов на обеспечение безопасности судоходства и выполнение всех нормативных актов и приказов, аттестация судоводителей, судомехаников, электромехаников, начальников радиостанции на занимаемой должности.
 
— Последний раз на море был, когда учился на курсах по госконтролю в Санкт-Петербурге, — поделился бывший капитан. — Там в порту мы проходили стажировку. А знаете, особо и не тянет в море. Наверное, наработался.
 
Со своими бывшими подчиненными до сих пор встречается, дружит. Команда у Ипатова была 20 человек разного возраста, основной костяк — из Куйбышева-Самары. И до сих пор часть ребят живет в поселке Сухая Самарка, есть и те, кто до сих пор работает на флоте. В иностранных компаниях работают механик Василий Синельников, электромеханик Евгений Гимонов. У них там очень хорошая репутация.
 
— У меня была прекрасная команда, — хвалился Александр Иванович. — Тогда ведь капитан сам подбирал себе людей.
 
Речной флот возрождается
 
Сегодня по Волге ходит немного грузовых судов. Раньше они каждые 10 минут курсировали. Судовладельцы перевозят в основном нефтепродукты. Потому что на них тариф выше, чем перевезти песок или металлолом.
 
— Жаль «Волготанкер», такая организация была, — посетовал Ипатов. — На Сухой Самарке на зимовке около ста единиц флота стояло. А сколько по всей России и не сосчитать! Только в Астрахани было несколько судоремонтных заводов — заводы Ленина, 3-го Интернационала, 30 лет Октябрьской революции.
 
Старым танкерам и сухогрузам по 40-50 лет, России нужен новый речной флот. Александр Николаевич успокоил: сейчас замечает, что процесс пошел. В Сормово, Навашино стали строить новые танкеры типа река-море.
 
А вот про личную жизнь, увлечения Александр Николаевич сказал всего несколько слов. Что с будущей женой познакомился в институте и дети по его стопам не пошли, что предпочитает отдыхать на даче.
 
— Кому-то, может, на море и в диковину, только не нам, морякам, — улыбнулся прощаясь. -Нам и на суше неплохо.

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации