Самарский режиссер Леонтий Бородулин: «В режиссуре есть параллели с профессией следователя»

Путь от «У ковчега в восемь» Хуба через «Записки сумасшедшего» Гоголя до «Самоубийцы» Эрдмана за три года прошел молодой самарский режиссер Леонтий Бородулин. В 2014-м он окончил заочное режиссерское отделение института культуры в мастерской Александра Золотухина и пришел работать в театр «Актерский дом». 30 января здесь состоялась премьера его спектакля по пьесе «Самоубийца». Леонтий Бородулин рассказал о том, как он нашел Гоголя в Эрдмане и что полезнее для начинающего режиссера - провал или успех. 

«Втянулся уже в процессе»

- В процессе учебы на режиссерском отделении случались ли сюрпризы, которых вы не ожидали в этой профессии?

- Я в детстве и юности не мечтал работать в театре, не фантазировал на тему профессии. К сожалению, в Жигулевске, где я родился и вырос, театра никогда не было, потому с этим видом искусства я познакомился, переехав в Самару. Так сложилась судьба, что в 22 года я впервые побывал на нескольких спектаклях и один мой хороший друг предложил мне поступить на режиссерское, если мне это интересно. И так получилось, что я втянулся уже в процессе.

Для меня всегда была загадкой актерская профессия, о режиссерской я вообще никакого представления не имел. Поэтому мне было очень любопытно и интересно - что это. Родители и брат у меня с высшим техническим образованием. Но в эту сторону я никогда не тяготел. В какой-то момент выбрал профессию юриста и некоторое время обучался ей. Постепенно мне это наскучило, и захотелось чего-то другого: чего - я понять не мог. Когда поступил на режиссерское отделение, это меня очень захватило. Важный показатель. Заметил, что, если первые годы процесс обучения театральной профессии человека не сильно интересует, он редко его заканчивает. Бытовало даже мнение, что с театрального факультета не выгоняют, оттуда уходят сами.

- Разве есть люди, которые поступают на театральное отделение, не имея желания там учиться?

- Эта профессия часто окутана какими-то иллюзиями, расцвечена яркими красками. И после поступления человек понимает, что это совершенно не то, чего он хотел. Бытует мнение, что для этого нужен талант. На мой взгляд, профессия актера и режиссера на 80% - труд. Постоянная работа над собой и материалом, чтение, просмотр, размышление, полемика - процесс. Невозможно, обладая от рождения только даром, стать полноценным участником театрального мира.

- А если нет этих 20%, можно стать актером или режиссером?

- Наверное, да, но ничего выдающегося из этого не получится. Все должно быть гармонично. Помимо опыта и знаний, должна
быть предрасположенность. Как в спорте - нужны задатки.

- Ваше знакомство со сценой началось с какого театра?

- С Самарского академического театра драмы. Мало кто в нашем городе знает другие площадки. Считаю, что это большая проблема Самары. Наверное, это объясняется тем, что у него богатая история. Петр Львович Монастырский вывел его в разряд лучших театров страны.

- Профессии юриста и режиссера похожи?


- Мне кажется, да. Насколько я помню, многие театральные деятели начинали как юристы. Например, Таиров. В режиссуре совершенно точно есть параллели с профессией следователя.

«Движение на ощупь»

- Для первого спектакля вы сознательно взяли пьесу для маленьких зрителей, или вам просто материал понравился?

- Стремления сделать спектакль для детей не было. Впервые я увидел «У ковчега в восемь» в рамках фестиваля «Золотая репка», который проводит наш ТЮЗ. Тогда пьеса еще не была опубликована в России. Постановщики пользовались распечатками, я попросил передать одну мне - по ней и работал. Нечасто современные пьесы настолько глубоки и интересны. Мне понравилось в этом материале то, что он подходит для зрителей самого разного возраста. В программке мы пишем: «Для детей от 7 до 77 лет». Мне нравится наблюдать, как под конец спектакля взрослые смеются так же, как дети. Сейчас редко говорят на библейские темы, да еще так, чтобы это было интересно - в этой пьесе преподнесено легко и грамотно.

- Сложно было сделать первые шаги?


- Да, очень. Процесс обучения все равно не дает представления о том, каким должно быть твое видение. Я считаю, что мой вклад в постановку «У ковчега в восемь» не намного больше, чем у актеров. За это я им очень благодарен - они помогли мне поэтапно все собрать. После этого начало складываться собственное видение и понимание того, как надо делать. И каждый выпуск спектакля дает тебе новые знания.

- Почему для второго спектакля вы взяли не пьесу, а повесть Гоголя «Записки сумасшедшего»? Ведь прозу еще нужно инсценировать, что усложняет задачу.

- Александр Тимофеевич Золотухин говорил нам: «Чем отличается классический материал? Из него можно черпать очень многое». Если ты копаешь и упираешься в дно, значит, этот материал вычерпывается очень быстро. А когда я работал над «Записками сумасшедшего» и форма уже сложилась, откапывались все новые и новые смыслы. Я уже даже боялся, что думаю не в том направлении, поскольку меня сильно затягивало внутрь.

В процессе обучения нам часто предлагали для работы классические произведения. Некоторые студенты полагали, что это косность сознания, что нужно искать что-то новое. Но мне понравилась идея, что учиться нужно на классике. Если не идти против хорошего материала, он сам очень помогает.

- Работать с таким опытным актером, как Михаил Акаемов, было сложнее или проще?

- Он находил в процессе работы какие-то неожиданные интересные варианты, от которых я поначалу терялся. Вечером я готовил и разбирал какой-то кусок, потом приходил на репетицию, и он предлагал свое решение, которое оказывалось настолько точным!

Работать с маститыми артистами - это такой же бесценный опыт, как с классической литературой. Можно получить многое.

- Ваш третий спектакль - по пьесе «Самоубийца». Как возник Эрдман?

- Я увидел спектакль другого театра. Мне понравился литературный материал, но в исполнении меня что-то насторожило. По прошествии времени, прочитав пьесу, я понял, что именно: текст абсолютно не бытовой. Люди в жизни так не разговаривают. И если решить его в бытовом ключе: поставить посередине сцены кровать и играть «реализм», материал будет сопротивляться. Так и возникла задумка перенести его в разряд условности: начиная от декораций, нарисованных белой краской на черном, и заканчивая игрой актеров. В Самаре не так часто появляются спектакли, в которых используется такая форма.

Еще один критерий выбора «Самоубийцы» - то, что его часто сравнивают с текстами Гоголя. Станиславский называл Эрдмана вторым Николаем Васильевичем. А так как до этого я ставил «Записки сумасшедшего», мне показалось, что это будет логичным продолжением.

Когда я читал Эрдмана, находил отсылки к произведениям Гоголя. Егорушка подписывает статью в газету «35  000 курьеров» - в «Ревизоре» есть фраза про 35 000 курьеров. Писатель в ресторане цитирует отрывок про Тройку-Русь - это прямая параллель с «Мертвыми душами». И в процессе репетиции, буквально за две недели до выпуска, я обратил внимание на фразу жены главного героя, который любит гоголь-моголь: «До чего он любитель до гоголя, страсть». Эти открытия стали для меня подтверждением того, что я работаю в верном направлении.

- Для начинающего режиссера полезнее провалы или успех?


- Для начинающего режиссера полезнее ставить. Чем больше, тем лучше. У Товстоногова спросили, как стать хорошим режиссером, он ответил: «Ставить». Нужно не бояться экспериментировать и спокойнее воспринимать как взлеты, так и падения. Каким бы светом нам ни освещали путь наши педагоги, опыт мастеров из книг и постановок, в любом случае режиссура - это движение на ощупь. Невозможно пройти по чужому пути, нужно искать свой. И если не ходить, а стоять на месте, ты его не обретешь.
Дата: 13 февраля 2017 , 14:26
786
Автор текста: Маргарита Петрова
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Прямая речь
23 ноября 2017 , 21:18
202
Инцидент произошел 23 сентября этого года на улице 50 лет Октября в селе Приволжье.
23 ноября 2017 , 20:10
225
В Москве прошла XXIV церемония вручения национальной теннисной премии.
23 ноября 2017 , 17:37
244
Оно расположено на улице Фрунзе, 124а, литера А и является объектом культурного наследия...
23 ноября 2017 , 17:11
204
В четверг, 23 ноября, врио губернатора Дмитрий Азаров провел заседание областной...
23 ноября 2017 , 16:11
207
В осенне-зимний период 2016-2017 года в регионе было зафиксировано 15 происшествий на водных...
23 ноября 2017 , 15:15
698
 
По данным полиции, пятеро жителей губернии собирались сделать незаконную врезку в магистральный...
23 ноября 2017 , 14:39
297
Об этом сообщили в департаменте городского хозяйства и экологии администрации Самары.
23 ноября 2017 , 13:55
297
Об этом сообщило министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. По информации...
23 ноября 2017 , 13:20
201
Оно составит 500 рублей. Об этом говорится в постановлении правительства Самарской области....
23 ноября 2017 , 12:17
291
На след преступников правоохранители вышли после того, как один из них продал партию...
Выбор читателей
Выбор редакции
 В Самарской области Приора съехала в кювет и врезалась в стелу. Погибли два человека
2 ноября 2017
7676
1
Трагедия произошла в четверг, 2 ноября, в 7:50 на 1160 км трассы М-5 «Урал».
28 октября 2017
7152
По информации Приволжского УГМС, с 19:00 субботы, 28 октября, о 19:00 воскресенья, 29 октября, в...
Олег Фурсов с 1 ноября переходит на работу в региональное правительство
26 октября 2017
3662
Об этом сообщил врио губернатора Дмитрий Азаров на расширенном заседании правительства Самарской...
Самарские туристы попали под тайфун во Вьетнаме
4 ноября 2017
3329
1
 
В субботу, 4 ноября, на Вьетнам обрушился тайфун «Дамри». В городе идут сильные...
Самая многоимённая улица города. Некрасовская
4 ноября 2017
2824
Она названа в честь поэта, который никогда не был в Самаре, но сочувствовал угнетенным, поэтому...
Замгенпрокурора РФ провел в Самаре совещание по вопросам противодействия незаконной миграции
20 ноября 2017
397
В нем принял участие врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров.
Дорогу по Ново-Садовой на участке от Первомайской до Полевой не откроют до декабря
23 ноября 2017
297
Об этом сообщило министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. По информации...
Выходные в Самаре: смотрим студенческие фильмы, слушаем Дельфина и идем на спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины
10 ноября 2017
689
Вот и пролетела короткая рабочая неделя, впереди выходные, и sgpress.ru предлагает наиболее...
В «ВТС Метро» не стали рассказывать, какие документы по станции «Алабинская» украли из офиса компании
1 ноября 2017
938
В среду, 1 ноября, в пресс-службе ГК «Волгатрансстрой» sgpress.ru сообщили о том,...
26 октября в Самаре включат сирены и громкоговорители
25 октября 2017
1261
2
В четверг, 26 октября, пройдет плановая проверка региональной автоматизированной системы...