Руководитель галереи «Новое пространство» Светлана Данилова о роли посетителей и трудностях в работе

29.11.2016

128

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Руководитель галереи «Новое пространство» Светлана Данилова о роли посетителей и трудностях в работе
Галерея «Новое пространство» под крышей библиотеки. Светлана Данилова уже почти пять лет руководит ею. Что изменилось в галерее за эти годы, как она «заманивает» посетителей в стены библиотеки и чем публика удивляет ее?
— Когда вы возглавили галерею, многое пришлось менять?

— Когда я сюда пришла, галерея была в состоянии простоя. Татьяна Симакова, которая ее создавала, уже полтора года как ушла.
Это «безвременье», конечно, наложило свой отпечаток. Тут были какие-то библиотечные активности, ярмарки-продажи ручных изделий…

Мне в наследство досталось несколько выставок. Я посмотрела, как в плане экспонирования работают художники и как фотографы. Все по старинке: бурное открытие и на этом все заканчивается. Все ограничивается одним днем. У нас не так. Каждая выставка влечет за собой две недели мероприятий, чтобы ни зрители, ни сами художники не забывали о проекте.

Через полгода я предложила директору библиотеки стратегию развития галереи как лаборатории. Нас нельзя назвать ни музеем, ни галереей продаж. Мы сознательно не делаем персональных выставок. «Новое пространство» — это экспериментальная лабораторная площадка, где могут представить свое творчество как начинающие художники, так и профессионалы. А еще лучше, когда это происходит в синтезе, когда разные направления искусства (живопись, музыка, литература) рождают что-то новое. Новый взгляд, новые вопросы… «Творческий конструктор» позволяет удивиться самим художникам. Выставка — это открытие новых смыслов. В том числе для самого автора.

Подобный формат настолько зарекомендовал себя, что спустя годы заслуженные и убеленные сединами художники приходят к нам и говорят: «Мы согласны на ваши условия». Не просто вывесить картины, а сопроводить их мастер-классами и общением с публикой.

К этому формату мы пришли, когда я поставила себя на место зрителя и поняла, что сегодня мне уже скучно и неинтересно просто смотреть на ряды картин. Особенно обидно было за художников, потому что это колоссальные трудяги. Люди, которые вопреки тому, что происходит в этом мире, тем не менее занимаются искусством. «Сделайте так, чтобы привлечь внимание зрителя к своему труду!» — говорила я им.

Мы постепенно переходили на новый формат и приучали к нему художников, фотографов, музыкантов и т.д. Недостаточно повесить картинки. «Была бы картина, а зритель будет». Тогда почему в городе планомерно закрываются площадки?

— Какая роль отведена посетителю?

— Он важнейший из участников. Наша задача — спровоцировать его на эмоции. В том числе и через сопроводительные мероприятия.

Мы не хотим, чтобы посетители «потребляли» наши выставки как продукт. Мы хотим сделать их соучастниками творческого процесса. Чтобы, уходя от нас, они продолжали думать об увиденном, чтобы этот процесс был запущен.

Не мы одни сегодня ищем, как привлечь посетителя. У него есть Интернет в телефоне и загранпаспорт — весь мир у его ног. Как заманить человека к нам, если он дожил до 40 лет и не испытывал потребности в искусстве? Например, через ребенка. Два года мы делали проект «Театральная мастерская на подушках». Кто может с детьми разговаривать на их языке? И я вспомнила о великолепном театре эстрады «Льдинка», где профессионально выступают дети. Наши маленькие посетители разувались, садились на подушки, разложенные на ковре, а перед ними их сверстники разыгрывали сценарий, написанный по теме выставки. Мы приглашали художников, которые отвечали на их вопросы, как на пресс-конференции. А дети приходили с родителями… И когда один папа, снимая происходящее на планшет, спросил: «А это настоящие картины?», я подумала:
«О, заработало». Его зацепило, заинтересовало, он стал задавать вопросы.

— Зачем галерея нужна областной библиотеке?

— Для продолжения общения со старой аудиторией, но по-новому, и для начала общения с новой аудиторией. Это уже не те люди, которые приходили в библиотеку за книжками во времена тотального дефицита информации. К сожалению, сегодня нет четкого понимания квалификации специалистов, которые здесь работают и могут помочь в поиске нужных данных. Пока мы живем в мире, загрязненном информацией. И фастфудом. Долгие годы у нас воспитывалось поколение, которое довольствуется «полуфабрикатом» и не хочет знать, что такое настоящая еда, живопись, музыка.

Раз мы взяли на себя такие обязательства перед публикой, то помимо качественной детальной проработки проекта должны предлагать каждый раз что-то новое и интересное. Не боимся идти на эксперимент. Например, сделали выставку с художником Евгением Селянкиным, который работает не красками, а скотчем. Он делает такие портреты, что ни за что не скажешь — как.

Мы долго думали, как сделать выставку большого собрания фотографий рок-музыкантов. И решили выбрать формат, знакомый любому фанату — разместили их на футболках. По залу на цепях висели футболки как носители снимков, здесь же — скотчевые инсталляции и каждый вечер — концерт нового рок-направления. И к нам потянулась аудитория, которая никогда в библиотеку не приходила: молодежь с зелеными волосами, цепями, прибывшая на мотоциклах. Милиция стала ходить, смотреть, что происходит. Народу было не протолкнуться и днем, и вечером, потому что было непонятно и интересно. Потом неформальная молодежь стала ходить на выставки. Затем возле библиотеки образовалось «толерантное место» — где представители разных субкультур не конфликтуют, а просто общаются.

— Как в «Новом пространстве» появился театр «Город»?

— В 2016-м мы как госучреждение должны были выполнять заказ — отрабатывать тему 75-летия начала Великой Отечественной
войны. Мои родители — дети войны, прочувствовали ее, что называется, на своей шкуре, на своих желудках. Поэтому я не могу относиться к этой теме формально. Перебрала много проектов, поняла, что говорить про войну надо правильно. Не просто ставить гвоздички со звездочками и писать цифры — скоро уже мало кто будет понимать, что это за код такой: 41 — 45. Нужно выворачивать людей наизнанку через информацию, через человека, через образ, через послание от художников, которое будет считывать сегодняшнее поколение.

И мы совместно с «Городом» провели проект «Театр читает о войне». Они делали читки. Им очень понравилось, они увидели
другую аудиторию. Посетители сначала смотрели выставку, потом слушали читку, потом возвращались к экспозиции, чтобы еще что-то увидеть и подумать.

Театр нам очень помог. А потом они переехали к нам в библиотеку. Мне очень понравилось, что эти люди профессионально владеют современным словом и в то же время органично чувствуют себя внутри классического текста. Они не засиживаются на одном репертуаре. Благодаря проекту «Читаем о войне» попробовали свои силы молодые режиссеры. Многие читки переросли в репертуарные спектакли.

— Были для вас в работе неожиданные трудности?

— Года три мы объясняли людям, почему, прежде чем зайти в выставочный зал, нужно снимать верхнюю одежду. Давали понять, что это аудиенция с произведением искусства.

У нас привили моду на здоровый образ жизни: правильное питание, посещение фитнес-залов. Замечательно. Давайте еще культурологическую инъекцию сделаем. Без этого уже тоже нельзя. 

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации