Есть такая профессия — управлять самолетами с земли. Авиадиспетчеры отмечают профессиональный праздник

20.10.2016

118

Автор: Ирина Исаева

Есть такая профессия - управлять самолетами с земли. Авиадиспетчеры отмечают профессиональный праздник

Сегодня международный день авиадиспетчера. В преддверии профессионального праздника корреспондент «СГ» побеседовала с начальником службы движения базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги». Валерий Чаплыгин управляет самолетами с земли 26 лет. Откуда приходят в профессию? И боятся ли диспетчеры летать? В материале "Самарской газеты". 

Есть такая профессия - управлять самолетами с земли. Авиадиспетчеры отмечают профессиональный праздник

Неслучайная профессия

-Валерий Александрович, почему вы выбрали такую специальность?

— Можно сказать, случайно. Об авиации, как многие мальчишки, с детства не грезил. После школы за компанию с одноклассниками поступил в Рижское летное техническое училище гражданской авиации. Признаюсь, когда поступал, имел очень смутное представление о специальности, даже и не предполагал, чем придется заниматься. В процессе учебы втянулся и полюбил свою будущую профессию. Особенно интересно стало, когда начались практические занятия с использованием диспетчерских тренажеров. По окончании прошел трехмесячную стажировку в службе движения Куйбышевского объединенного авиаотряда. Помню свой первый рабочий день. Очень волновался. Но стоило сесть за пульт — как рукой сняло. Уже более четверти века работаю тут — сначала диспетчером, затем старшим диспетчером и руководителем полетов. Сейчас руковожу службой движения.

— Для пассажиров работа диспетчера остается «за кадром» — они видят пилотов, стюардесс, сотрудников аэропорта. Не обидно?

— Нет, конечно. Чем незаметнее наша работа, тем лучше мы с ней справляемся. Она начинается тогда, когда пассажиры и экипаж занимают свои места. Летчики обязаны выполнять все команды диспетчера. Самолет, как это ни странно звучит, летает по дорогам. Воздушные трассы разбиты на сектора — один диспетчер отвечает за движение на земле, второй руководит на взлетно-посадочной полосе, третий управляет самолетом в воздухе до набора определенной высоты и передает эстафету четвертому… Таких секторов, например, по пути из Самары во Владивосток будет около 20-30. Одновременно в воздушном пространстве России находится численность среднего города — более ста тысяч человек. Наша задача — обеспечить безопасность воздушного движения, не допустить сближения машин в воздухе. Это работа без права на ошибку.

Учимся всю жизнь

— Ваша профессия считается одной из самых сложных, ее даже сравнивают с шахтерским трудом. Действительно ли так трудно контролировать воздушные потоки?

— Наш труд, в отличие от шахтерского, не опасен, но это очень тяжелая, ответственная и напряженная работа. Профессия диспетчера входит в список вредных профессий №1, поэтому и отпуск у нас большой, и на пенсию мы уходим раньше. Отвлечься нельзя ни на секунду, но каждые два часа диспетчер имеет право на двадцатиминутный перерыв.

— Что самое сложное?

— Ответственность. За маленькой светящейся точкой на экране — сотни людей. Таких «точек» у диспетчера несколько, он отвечает за тысячи жизней. Для этого требуется настоящее мастерство. Поэтому наши сотрудники всю жизнь учатся. Люди регулярно проходят дополнительную тренажерную подготовку, во время которой отрабатывается не только интенсивность воздушного движения, но и потенциально возможные аварийные ситуации, в случае которых диспетчер должен помочь экипажу принять верное решение. Такие ситуации случаются в практике каждого нашего сотрудника. От грамотных действий зависит многое, поэтому мы разбираем эти случаи на специальных разборах и технических учебах, анализируем, вырабатываем оптимальный алгоритм. Но, конечно, все проблемы индивидуальны, предугадать невозможно. Иногда обстановка настолько сложна, что окружающая реальность перестает существовать. Очнешься и осознаешь — пиджак снял, рубашку расстегнул, рукава закатал… Но ничего этого не помнишь, ты в это время был с экипажем, в небе.

— Зная всю эту «кухню» изнутри, не боитесь ли вы летать как обычный пассажир?

— Нет, я уверен в своих коллегах. Более того, могу сказать, что небо над Самарой и еще девятью регионами присутствия нашего филиала — самое безопасное в России. В 2009 году началась федеральная целевая программа «Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ». Благодаря ей мы оснащены самой современной техникой, которая позволяет управлять воздушным пространством на огромных площадях. В феврале прошлого года наш диспетчерский центр посетил премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев в сопровождении министра транспорта Максима Юрьевича Соколова, губернатора области Николая Ивановича Меркушкина. Они дали высокую оценку нашей работе, технической оснащенности, используемым передовым технологиям. Это, конечно, очень приятно. Действительно, такого оборудования на сегодня в стране ни у кого нет. Автоматизированная система подсказывает человеку, на что нужно обратить внимание, показывает погоду и многое другое. Конечно, работать стало проще, но человеческий фактор никто не отменял.

Не отвлекаясь ни на что

— Диспетчер — мужская или женская профессия?

— Раньше, безусловно, была мужской. Если и приходили к нам представительницы прекрасного пола, то им доставались наименее загруженные участки пути. Но в последнее время мы с удовольствием принимаем на работу женщин, они отлично справляются.

— Кадровый голод испытываете?

— Нет. Нам повезло, рядом находится Ульяновское высшее авиационное училище, которое готовит молодых специалистов. Студенты проходят у нас практику, мы можем присмотреться, подобрать будущих коллег. Активно работаем с выпускниками, приглашаем школьников на экскурсии. Стоит отметить, что еще несколько лет назад средний возраст наших сотрудников (а их около 300) приближался к 50 годам. Сегодня этот показатель снизился почти на 10 лет.

— Говорят, что медицинские требования к диспетчеру такие же, как к пилоту. Это действительно так?

— Да. Требования очень жесткие. Сотрудники регулярно проходят медкомиссии, даже рабочий день начинается с осмотра врача. Если диспетчер за монитором чихает или голова у него болит, в боку колет — он не работник. Более того, даже личные проблемы и семейные неурядицы надо забыть, оставить по дороге к месту службы. Диспетчера ничто не должно отвлекать!

— Каким еще требованиям должен отвечать диспетчер?

— Их немало. Например, владение английским языком, ведь мы обслуживаем и международные трассы. Мы не только сдаем соответствующие экзамены, но еще и каждые три года подтверждаем свою квалификацию.

— 20 октября — ваш профессиональный праздник. Что бы вы хотели сказать своим коллегам, подчиненным?

— Хочется поблагодарить их за любовь к авиации, профессионализм — около 70% наших специалистов первого класса. Отдельно хочется сказать о наших старожилах. Например, мой первый инструктор Николай Николаевич Попов работает по сей день. Он научил меня не только работать, но и любить эту профессию. С этой любовью я и иду по жизни, стараясь передавать ее молодым коллегам.

Справка «СГ»
Филиал «Аэронавигация Центральной Волги» был основан в 1993 году. Сегодня предприятие является частью ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которое в этом году отмечает 20-летие. Обслуживаемая филиалом площадь составляет около 500 тыс. кв. км. В его воздушном пространстве проходит 283 участка воздушных трасс общей протяженностью 26 991км, 244 из них (23 213 км) — международные. На территории филиала расположено 38 аэродромов и 59 посадочных площадок различных ведомств. Персоналом филиала ежегодно обслуживается более миллиона воздушных судов.

Только факты
Дата 20 октября для проведения Международного дня авиадиспетчера была выбрана не случайно. Именно в этот день в 1961 году в столице Нидерландов Амстердаме была образована Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие и положило начало новому профессиональному празднику.

Есть такая профессия - управлять самолетами с земли. Авиадиспетчеры отмечают профессиональный праздник

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации