Дмитрий Дятлов: «Городу-миллионнику нельзя оставаться на периферии»

03.09.2016

56

Автор:

Дмитрий Дятлов: «Городу-миллионнику нельзя оставаться на периферии»

Пианист и музыковед, доктор искусствоведения, профессор Самарского государственного института культуры Дмитрий Дятлов рассказал о творческой жизни музыкально-филармонического центра «Консерватория» и о том, зачем Самаре появление консерватории как учреждения.

«Консерватория»

— Музыкально-филармонический центр «Консерватория» работает уже седьмой год. Когда он создавался в 2010 году, название долго искать не пришлось. И самарские исполнители, и любители классической музыки слово «консерватория» уже давно носят у себя глубоко в сознании. Периодически это понятие всплывает и в медиапространстве. Но до сегодня оно проявилось только в названии музыкально-филармонического центра.

Концертная точка интересная. За прошедшие шесть сезонов она подтвердила свою значимость и необходимость. По большому счету, в Самаре нет ни одного камерного зала, где звучала бы соответствующая музыка: романсы и песни, инструментальные квартеты, трио и т. д. Это пустующее пространство мы и попытались заполнить. На мой взгляд, получилось.

Прежде всего это сцена для студентов института культуры, их возможность вынести на публику академические программы. Здесь дают концерты и преподаватели. Ведь человек, который учит исполнению музыки, должен уметь это делать сам. Часто к нам приходят представители Союза композиторов. Марк Левянт исполняет свои произведения классического жанра, зачастую — премьерные. Заметными явлениями в культурной жизни города становятся авторские концерты Вячеслава Шевердина, Павла Плаксина, Аллы Виноградовой. Бывают детские — юбилейные выступления музыкальных школ. К нам приезжают коллеги и студенты из Уфимского института искусств и Нижегородской консерватории, дают концерты и мастер-классы.

Аудитория зависит от жанра, который царит в этот вечер. Если академическая классическая музыка, то аудитория сходна с филармонической. Есть постоянная. Люди, которые ходят из концерта в концерт. А еще — учащиеся музыкальных и общеобразовательных школ.

Концертный сезон начнется с последних чисел октября. По доброй традиции откроет его симфонический оркестр института культуры и Самарского музыкального училища.

Консерватория

— Начиная проект «Консерватория», мы имели тайную мечту о том, что, может быть, когда-нибудь он перерастет в музыкальный вуз — в Консерваторию.

Последнее время тема ее открытия в нашем городе опять зазвучала и вновь приобрела актуальность. Люди почувствовали, что именно сейчас стало совершенно невыносимо городу-миллионнику, который претендует на различные высокие статусы, который готовится к реализации мега-проекта в 2018 году, оказываться в стороне от культурных процессов. За последние два года принято три концептуальных программных документа: «Основы культурной политики Российской Федерации», «Стратегия развития культуры на период до 2030 года» и, наконец, «Концепция развития академической музыки в Российской Федерации до 2025 года». Значительная часть последней — критика существующего положения вещей. Одна из важнейших проблем — дисбаланс инфраструктуры профессионального музыкального образования. В этом отношении мы оказываемся в стороне, не используем возможные точки роста. У нас в области успешно работает академический театр оперы и балета, имеющий большой оркестр, хор и труппу. У нас есть Самарская филармония с огромным опытом, есть молодая филармония в Тольятти. И при этой развитой инфраструктуре академического музыкального искусства у нас нет музыкального вуза. А ведь речь об открытии консерватории в Самаре идет с конца 60-х годов прошлого века.

Некоторые высказывают мнение о том, что дешевле отправлять молодежь учиться в консерватории в другие города и таким образом получать специалистов. Но дело в том, что люди-то, как правило, не возвращаются! В результате происходит вымывание молодых творческих кадров, что обескровливает нормальную жизнь музыкальных коллективов.

Когда заходит разговор о создании консерватории в Самаре, первым возникает вопрос о педагогических кадрах. Проработав в этом городе двадцать два года, я хорошо знаю людей своей профессиональной сферы и могу сказать: для каждого инструмента у нас есть прекрасные педагоги-специалисты. Вуз уровня Московской консерватории мы, разумеется, не создадим, но с чего-то начинать надо!

Ресурсы у нас есть. И самое главное — у нас есть опыт работы. Музыкально-исполнительский факультет института культуры подготовил большое количество специалистов. Кто-то из них уехал работать за рубеж, кто-то вернулся в свои города, но большинство остались у нас: в симфоническом оркестре филармонии и оперного театра, в хоре театра, в лектории филармонии. Внушительная часть оперной труппы сформирована из наших выпускников. Один из самых известных — Михаил Губский — солист Большого театра и «Новой оперы». Мы способны готовить кадры. Но нам не хватает сплоченности в единый кулак, нет надлежащей вузовской формы, способной консолидировать усилия профессионалов.

Да, мы можем сказать, что сейчас не подходящее время для создания консерватории. Но есть и такие примеры. В 1944 году открылась Гнесинка, а в 1946-м — Горьковская консерватория. Военное время и послевоенная разруха. А сразу две консерватории открыты!
Классическое музыкальное образование — необходимая основа для всей сферы музыкального искусства. Можно смело утверждать, что ни один человек не живет вне музыки. Кто-то любит классику, кто-то — джаз, кто-то рок- или поп-музыку. Но вся она укореняется в классическом искусстве. Если рассматривать музыку в единстве, то станет понятно, что популярная — это верхний, самый заметный слой, а в основе ее все-таки лежит классика. Без нее, может быть, верхние слои и не исчезнут, но станут беднее и бледнее.

У консерватории есть определенная аура искусства. Она ощущается и в ней, и вокруг нее. Воздействует на гуманитарную сферу мегаполиса, по-своему незаметно воспитывает и подпитывает людей, которые находятся рядом. Да, не время, но, может, стоит обсудить, собраться вместе и подумать, как продвинуться на этом пути, как воплотить в жизнь мечту нескольких поколений самарцев.
Дмитрий Дятлов: «Городу-миллионнику нельзя оставаться на периферии»
 

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации