Бывший главный метролог СНТК им. Кузнецова Анатолий Кузичкин - о Музе и работе

Героя нашей публикации в поселке Управленческий знают, пожалуй, все. Про таких, как Анатолий Кузичкин, говорят: человек старой закалки.

- Анатолий Георгиевич, ваша трудовая деятельность началась в 1954 году…

- Да, более полувека я каждый день ходил на родной завод по одной и той же дороге. Потом уволился и решил стать обычным пенсионером. Но не вышло. До сих пор хожу на завод по ветеранским делам: я теперь заместитель районной организации ветеранов. Не оставляю вниманием и созданную когда-то мною станцию юных техников. К тому же отдельные моменты из прошлого всплывают вновь и вновь, не выходят из головы. Чтобы было полегче, начал оформлять свои воспоминания, писать что-то вроде дневника…

- Что вспоминается в первую очередь?
- Детство, семья, родные. Мои родители родом из села Уколица Тульской области. Мама была из зажиточной семьи, их в селе никогда не называли по фамилии. Говорили «Короли», потому что все у них было. И вот на дочери «Короля» задумал жениться мой отец. Сначала ему отказали, так как бедный был, но мама проявила настойчивость: очень ей нравился молодой парень-гармонист. Так появилась семья Кузичкиных. В 1931 году родители вместе с моей сестрой Аней по приглашению родственников отправились в поисках лучшей жизни в Сибирь. Там в 1934 году я и родился.

- Там и войну встретили?
- Да. Мы жили в небольшом поселке Моряковка. Половина населения работала на стекольном заводе, другая половина, в том числе и мои родители, на судоремонтном. Папа был жестянщиком, мама осваивала работу на паровом молоте в кузнице. Когда все мужчины ушли на фронт, она стала полноценным молотобойцем с десятичасовым рабочим днем. Я помню, как папа уходил на фронт, целовал и обнимал нас. Он выделялся на фоне молодых ребят, ему тогда уже было 40 лет. Для нас с сестрой-девятиклассницей наступила «свобода». Я ходил на рыбалку, носил ельцов, а мама коптила их в русской печке, угощала соседей. Я видел, что она гордится мной, и старался как можно чаще ходить на рыбалку, чтобы мама радовалась. К сожалению, я доставлял ей и немало тяжелых минут. Ее взгляд со слезами на глазах действовал сильнее, чем физическое наказание. Мама умерла в 1984 году, но до сих пор, прежде чем сделать что-то, я думаю: как бы она отнеслась к этому поступку? Это позволило мне избежать многих ошибок.

- Как в Куйбышеве оказались?

- В апреле 1946 года мы получили вызов от папы: едем в Куйбышев. Добирались девять суток. Сначала жили в общежитии судоремонтного завода на Самарской улице, потом в бараке за Самаркой, вместе с заключенными, которые занимались сплавом леса, и многочисленными крысами. Потом переехали на списанный пароход в затоне, жили в одной из кают, а затем уже перебрались в барак на территории завода. Только в 1966 году родители получили квартиру на улице Мичурина.

В 1952 году на рыбалке я стал свидетелем страшной трагедии: взорвался нефтяной бак на мысе между Волгой и Самарой, потом второй. Горящая лава шириной в сотню метров хлынула в реку. Хорошо, что мотор завелся с первого раза, я уплыл. Огонь тушили несколько дней, погибло много пожарных. Их потом похоронили на городском кладбище, установили мемориал…

- Как выбирали профессию?

- У меня все получалось, например, рисовал хорошо, меня даже один известный скульптор звал к себе в ученики. Но я всегда любил технику, помогал отцу строить килевые лодки, ремонтировал все что придется. Техника - мое призвание!

Окончил авиационный техникум, получил назначение на завод в поселке Управленческий. Городок чистый, зеленый. Впервые побывал тут в 1952 году, помню, удивился: немцы пленные в шортах ходят. Работа на заводе была нелегкая, но очень интересная. Работал на испытательном стенде, в то время шла доводка двигателя НК-12, который до сих пор используется в авиации.

Николая Дмитриевича Кузнецова все мы видели ежедневно, он начинал день с посещения испытательных стендов номер 5 и 6, где я был бригадиром. Однажды схлопотал от него выговор. Ночью, заметив неполадки в работе двигателя, остановил испытания, а начальству не доложил - постеснялся беспокоить. Утром вызывает, говорит: «Чтобы это было в первый и последний раз! Вы обязаны звонить мне в любое время!».

























- Как дальше складывался ваш трудовой путь?

- В 1957 году меня назначили старшим инженером группы прибористов. Мы обслуживали системы автоматики и измерений всех стендов испытательной станции. В 1959-м появился филиал предприятия в Прибрежном. Там создавали жидкостный реактивный двигатель. В декабре того же года я проходил практику-обучение в Загорском районе под Москвой, где находился испытательный комплекс ЖРД. Затем на предприятии вышел приказ по организации группы специалистов по созданию стендовых систем. Нам с коллегами выделили помещение, выдали документацию для изучения: создавайте. Мне досталось семь томов… За два года мы должны были создать и оборудовать три стенда. Поставленную задачу выполнили, в 1962 году стенды были смонтированы, и начались испытания двигателя НК-33. А в 1976 году меня назначили главным метрологом завода.

- Что это за должность?
- Инженер-метролог на предприятии следит за соблюдением правильности измерений параметров технологических процессов. Кстати, Николай Дмитриевич четко понимал, что именно метрология определяет качество работ. Он помог мне создать единую метрологическую службу, объединив в нее участки из различных цехов и отделов, принял решение о закупке немецких трехмерных измерительных машин «Оптон». Они в строю до сих пор.

Я всегда относился к своей работе ответственно. Из всех моих многочисленных наград наиболее цен- на для меня медаль «За заслуги в стандартизации в РФ».

- Удивительно, что параллельно с этим вы еще находили время на занятия с детьми…
-Да, в 1959-м я с помощью руководства завода организовал станцию юных техников «Мотор» и 30 лет по совместительству был ее директором. Более 1000 детей благодаря этому обрели любимые профессии. Я вел кружок радиоэлектроники, а еще можно было заниматься фотографией, судомоделизмом, был даже кинокружок. Мы снимали и монтировали фильмы, которые показывали потом по местному каналу. Завод помогал оборудованием и средствами. Сейчас, конечно, о прежнем размахе можно только мечтать.

- Оставалось ли время на семью?

- Со своей будущей женой Музой Александровной я познакомился, когда нам было по 17 лет. Пять лет дружили, а потом я ее «украл» из дома и привел в 14-метровую комнату в бараке, к родителям. Мы жили душа в душу, воспитали двоих детей, сейчас растут внуки и правнуки. Конечно, я приходил домой часто к ночи. Иногда, особенно во время государственных испытаний на заводе, вовсе не ночевал дома. Но никогда не слышал от моей Музы упрека. Сейчас уже ни ее, ни сестры Анны нет в живых, но они всегда в моем сердце, в моих воспоминаниях, стихах и музыке.

- Творчество помогает вам в жизни?
- С детства! Еще в Сибири я играл на ксилофоне, потом освоил гармошку. На заводе все вечера отдыха были на мне. Помню, праздновали юбилей Ильинского, главного конструктора завода. Я поставил неофициально запрещенные тогда песни Рубашкина, Лещенко, Козина. Председатель Красноглинского исполкома приказала «прекратить вакханалию». Но Николай Дмитриевич Кузнецов сказал, что ему музыка нравится, и отменил приказ. Я очень люблю музыку, она помогает справиться с жизненными невзгодами. Даже компьютер освоил, чтобы записывать песни.
Дата: 3 августа 2017 , 11:27
726
Автор текста: Ирина Исаева
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Прямая речь
20 февраля 2018 , 17:01
98
В прошлом году между самарскими вузами и ГУ МВД по Самарской области были подписаны...
20 февраля 2018 , 16:21
127
Там хотят построить базу отдыха.
20 февраля 2018 , 16:16
105
Сюжеты построены на актуальных жизненных ситуациях. Специально выбранные герои в игровой форме...
20 февраля 2018 , 15:57
368
Во вторник, 20 февраля, компания «Делимобиль» открыла первый в Самаре...
20 февраля 2018 , 15:53
132
Десять объектов культурного наследия обновят в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018...
20 февраля 2018 , 14:04
304
Сейчас идет их тестирование.
20 февраля 2018 , 13:52
136
Спасаясь от холода, двое молодых людей лихорадочно ищут ночлег в чужом маленьком городке. 
20 февраля 2018 , 13:11
186
Праздничные гулянья прошли по всему городу. Проводы русской зимы отмечали во дворах, парках и...
20 февраля 2018 , 12:57
165
Это даст городу дополнительную степень защиты от посягательств на ценную старину.
20 февраля 2018 , 12:37
198
Жителей Волгаря будут возить к железнодорожной платформе «Красный Кряжок» и обратно...
Выбор читателей
Выбор редакции
В Самаре в столкновении четырех легковушек пострадали четыре человека
27 января 2018
2937
 
ДТП произошло в пятницу, 26 января, примерно в 20:30.
В Самарской области из-за метели столкнулись шесть автомобилей
5 февраля 2018
2763
  Авария произошла в понедельник, 5 февраля, около 8:00 в Волжском районе между поселками...
Где в Самаре установят камеры против нарушителей ПДД. Адреса
24 января 2018
2539
2
В пятницу, 26 января, состоится электронный аукцион на оказание услуг по предоставлению,...
В Самару поставили новые автобусы МАЗ из Белоруссии
13 февраля 2018
2497
Они начнут работать на маршрутах в дни Чемпионата мира по футболу.
В Самаре столкнулись 11 автомобилей
9 февраля 2018
2270
Авария произошла вечером в пятницу, 9 февраля.
В парках Самары работает Love-почта
7 февраля 2018
850
С ее помощью можно отправить валентинку.
В Самарской области четыре человека погибли в ДТП на трассе М-5
5 февраля 2018
804
Авария произошла вечером в понедельник, 5 февраля.
Баскетболисты «Самары» переиграли «Спартак-Приморье»
22 января 2018
486
В воскресенье, 21 января, идущая на втором месте в чемпионате Суперлиги «Самара» на...
На Московском шоссе тестируют информационные электронные табло для автомобилистов
22 января 2018
516
Они оповещают водителей о пробках, скорости движения и ДТП на дорогах.
Самарцы смогут узнать про двухтысячные купюры и пожаловаться на отказ в оплате мелочью
22 января 2018
392
В ближайшие дни в Управлении Роспотребнадзора по Самарской области будут работать...