Жизнь и смерть артиста

02.10.2014

23

Автор:

Жизнь и смерть артиста

В «СамАрте» — спектакль по мотивам повести Достоевского

Неточка Незванова — главная героиня неоконченной повести Достоевского, давшая название произведению, в спектакле «СамАрта» — лишь зритель, свидетель происходящих событий. Режиссер Александр Кузин, известный самарскому зрителю работами в ТЮЗе «На дне», «Ревизор», «Василий Теркин» и др., взял для постановки не произведение Федора Михайловича, а созданную «по мотивам» пьесу современного драматурга Валерия Семеновского. Сравнивая два текста, можно увидеть, как далеко Семеновский ушел от оригинала. Изменились характеры героев, происходящие события, растянулось время повествования. Все равно у режиссера получилась классика. Настоящая, «кузинская», наполненная уютными бытовыми деталями и психологически точными персонажами.

Биография Неточки Незвановой скороговоркой звучит в конце спектакля «Жизнь артиста», хотя и без этих фактов очевидно — «не сложилось»… На кровати кашляет одинокая бедная женщина — с первых мгновений понятно, что повествование пойдет не в идиллических тонах. Оставаясь в той же обстановке — несколько предметов мебели в стиле ретро, персонажи переносятся на десятилетия назад, в дни детства героини.

Переход от умирающей немолодой женщины к маленькой бойкой девочке у заслуженной артистки РФ Ольги Агаповой происходит почти незаметно. Во внешнем облике мало что меняется. Но становятся более решительными движения (жизнь еще не «учила»), более нахальным взгляд, под мышкой появляется кукла. «Маленькое чудовище» попеременно вызывает возмущение, умиление, жалость, смех. Ее отношения с новым мужем мамы развиваются неравномерно, а фигура отчима постепенно выходит на первый план. Именно он — артист, о жизни которого расскажет нам спектакль. Именно он будет снова и снова играть «Жизнь артиста» Иоганна Штрауса — мелодию, которая станет радостным фоном для грустных событий, разворачивающихся на сцене.

Скрипач Ефимов в исполнении Алексея Меженного оказывается в центре круговорота из других персонажей. Любимая женщина Анна (Вероника Львова) не попрекает его неустроенным бытом и долгами, но ощутимо мучается этими проблемами. Лучший друг Бархатов (Игорь Рудаков) всегда готов помочь, но совершенно не видит разницы между высоким искусством и концертами «на заказ». Князь (Василий Чернов) вовремя не разглядел его таланта, развязав тем самым череду предательств и обид. Мистический Инферниус (Павел Маркелов) все норовит искусить его чистым искусством, призывая оставить в стороне морально-этические терзания. И за всеми этими метаниями неотрывно следят два внимательных глаза — своего поста не покидает преданная ему Неточка. К ней «по наследству» перейдет демон Инферниус — ее собеседник на склоне лет. Есть и другие «визитеры». Из зеркала в комнату заходят мама и отчим. Она спорит с тенями давно ушедших родных, горячо обвиняя их в своих несчастьях. А они спокойны и доброжелательны. Они уже по ту сторону. Так же успокоится в финале и Неточка, когда присоединится к ним. И мы увидим большой портрет родственников и друзей, помирившихся и примирившихся.


СПРАВКА "СГ"
Валерий Семеновский
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК И ДРАМАТУРГ

Автор пьес для музыкального театра «Беспечный гражданин» (1985), «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» (1987), «Пышка» (2005, по новелле Мопассана). Для драматического театра написал пьесы «Тварь» (1999, по «Мелкому бесу» Сологуба), «Ловелас» (2005, по повести Достоевского «Бедные люди»), «Возвращение в Одессу» (2007, по «Золотому теленку» Ильфа и Петрова).

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации