В этом году наш город отмечает 50-летний юбилей начала работ по подготовке первого в мире космического пилотируемого полета
В музее «Самара космическая» по приглашению мэра Самары Виктора Тархова собрались люди, которые принимали участие в подготовке гагаринского полета, а потом встречали Юрия Алексеевича 12 апреля 1961 года в Куйбышеве.
Куйбышев. Безымянка. Аэродром Кряж… Эти названия появились в 1960 году на картах с грифом «Совершенно секретно» в высоких московских кабинетах, занимавшихся подготовкой первого в мире пилотируемого космического полета.
Наш город не случайно был избран местом, где предстояло сосредоточить службы поиска и эвакуации с места приземления первого космонавта.
С 1958 года, с началом производства на авиационном заводе № 1 межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, Куйбышев стал местом постоянного притяжения интересов Сергея Павловича КОРОЛЕВА.
Дмитрию Ильичу КОЗЛОВУ, заместителю С.П.Королева, который был назначен ответственным от ОКБ-1 за организацию серийного выпуска МБР Р-7 в Куйбышеве, было всего 38 лет, когда он приехал в наш город. А специалисты — новобранцы новой отрасли – были еще моложе. В их числе Георгий Евгеньевич ФОМИН, впоследствии — многолетний заместитель Д.И.Козлова.
«Я много раз видел Сергея Павловича и во время стажировки в Подлипках, и здесь, на заводе, — рассказывает Г.Е.Фомин. – Он любил в кабинете директора завода В.Я.Литвинова или в кабинете Дмитрия Ильича рассказывать о задумках – как на Луну полетим, как на Марс полетим, какие задачи и программы будут, какие прикладные спутники.
Вслед за моторостроительным заводом к ракетной тематике подключился завод «Металлист» — там было начато производство камер сгорания. Комплектующие для ракет делали заводы клапанов и приборостроительный. На нефтеперерабатывающем заводе была создана спецлаборатория по исследованию ракетного топлива. В Чапаевске на полигоне появился стенд по отработке сброса головных обтекателей, а на заводе «Полимер» стали делать заряды для аварийного подрыва первых спутников-разведчиков «Зенит».
Хорошо, что мы уже сегодня собрались, чтобы обсудить подготовку к празднованию 50-летия полета Ю.А.Гагарина, — сказал, открывая встречу, Виктор Тархов.- Но не надо забывать и о других юбилейных датах, связанных с нашим городом. 30 апреля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Яковлевича Литвинова, директора завода «Прогресс», председателя Куйбышевского сов- нархоза, который потом стал заместителем министра общего машиностроения. А в 2011 году исполнится 100 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова. И я хочу, чтобы мы сегодня вспомнили и об этих прекрасных людях, столько сделавших для нашей страны.
Первый секретарь обкома КПСС, Герой Социалистического Труда Александр Сергеевич МУРЫСЕВ сохранил листочек из блокнота с карандашными строчками, написанными четким почерком Сергея Павловича, – домашний московский адрес и телефон Королевых. Первые летчики-космонавты дарили Мурысевым свои фотографии с теплыми словами.
— Мне, девочке, довелось однажды услышать, как областные руководители обсуждали вопрос о том, что надо ходатайствовать перед центральными органами о переименовании нашего города в Космоград, — вспоминает Надежда Александровна, дочь А.С.Мурысева.
Оперативное руководство заводами авиакосмической отрасли Куйбышевского СНХ возглавлял Лев Ефремович БЕНЬКОВИЧ, однокашник С.П.Королева.
— Отец рассказывал, как непросто было организовать круглосуточную работу безымянских предприятий, — вспоминает Анатолий Львович, сын Л.Е. Беньковича. — На Заводское шоссе приезжали за три смены до ста тысяч человек ежедневно! И не менее строго с отца спрашивали за выпуск газовых счетчиков и кухонных раковин для новых домов-пятиэтажек.
Масштабные авиакосмические программы, которые воплощались на предприятиях города Куйбышева-Самары, требовали разработки широкого внедрения новых технологий, материалов, конструктивных решений. И в 1958 году в Куйбышеве был создан Поволжский авиационно-технологический институт (АвиТИ).
— Мы выполняли задания для ОКБ С.П. Королева, Н.Д. Кузнецова, Д.И. Козлова, В.Н. Челомея, С.А. Лавочкина, В.П. Мишина, В.П. Глушко. Это были ракеты-носители «Союз» и «Протон», глобальная ракета, лунная ракета Н1, МТТК «Энергия-Буран», спутники различного назначения, — рассказывает Валентин Дмитриевич АКСЮТИН. — Между прочим, впервые в
СССР масштабная конверсия разработок, сделанных для авиации и космоса, была начата в Куйбышевской области в 1958 году по инициативе Виктора Ивановича МУРАВЛЕНКО, начальника 1-го (нефтяного) Управления Куйбышевского СНХ, и главного конструктора ОКБ-276 Николая Дмитриевича КУЗНЕЦОВА. Тогда было принято решение об использовании авиадвигателей НК-12, отработавших свой летный ресурс, для нефтегазоперекачки.
Сотрудник Куйбышевского Уп- равления КГБ Владимир Дмитриевич МЕДЕНЦЕВ занимался обеспечением безопасности производства нашей космической техники. А его сослуживец Виктор Яковлевич СТРЕЛЬЦОВ 12 апреля 1961 года занял пост у комнаты в особняке на Первой просеке, где отдыхал первый космонавт. Год спустя он охранял космонавтов А.Г.Николаева и П.Р.Поповича.
— 13 апреля собкор ТАСС Д.Брянов сделал фотографии Гагарина, — рассказывает Виктор Яковлевич. – Проявляли пленки и печатали снимки в нашей лаборатории. 14 апреля, покидая гостиницу, Юрий Алексеевич подарил мне свою фотографию с автографом».
Иван Андреевич САДЧИКОВ и Юрий Александрович ИНЦИН занимались на 18-м авиационном заводе сначала межконтинентальной крылатой ракетой «Буря», потом лунной ракетой.
— Стартовый стол для «Бури» был во Владимировке. Трассы испытательных полетов проходили над Куйбышевом. И в старых областных газетах можно увидеть в телепрограммах слова: «Профилактика оборудования». Но мы-то знали, что телетрансляции прекращались, когда наша ракета над городом проходила, — вспоминает И.А. Садчиков.
Ю.А.Инцин в 1967 году в сборочном цехе на Байконуре сопровождал Ю.А.Гагарина, когда тот знакомился с лунной ракетой Н1 и рассказывал ему о системах и установках «царь- ракеты».
Виктор Алексеевич МАЛЫГИН окончил в 1951 году Куйбышевское суворовское училище. После Сызранского летного училища летал на самолетах МиГ-15. В 1960 году был назначен вторым пилотом в экипаж самолета Ил-14, который был закреплен за командующим Приволжского военного округа генерал-полковником А.Т. Стученко.
В 1960 году нам поручили поиск и эвакуации первых космических аппаратов, которые возвращались на Землю, а не сгорали в атмосфере, — вспоминает В.А.Малыгин. — В феврале 1961 года наши ребята привезли на Кряж собачку Чернушку и манекен «Ивана Ивановича». Потом их отправили в Москву. Все это, конечно, было строго засекречено.
Наш командир Василий Григорьевич БАРАНОВ в 50-е годы летал на Семипалатинском полигоне, участвовал в дозиметрических облетах после взрывов атомных бомб. Летчик от бога, красивый, добрый – мы, молодежь, души не чаяли в нашем командире.
12 апреля 1961 года нашему экипажу выпала честь доставить в Куйбышев из Энгельса первого космонавта планеты.
Летом 1960 года руководство Министерства обороны СССР приняло решение о создании группы врачей-парашютистов, которым предстояло десантироваться в точку приземления первого космонавта.
Вскоре на военный аэродром в поселке Кряж приехала из Москвы группа молодых врачей (среди них — Борис Егоров, студент-медик 6-го курса, будущий космонавт). Их тренером был назначен один из лучших парашютистов страны, подполковник Василий Иванович САРАЕВ, начальник парашютно-десантной службы (ПДС) Приволжского военного округа, участник Великой Отечественной войны.
— Отец никогда не рассказывал о том, как он руководил парашютной подготовкой первых космических медиков, — делится воспоминаниями Галина Васильевна, дочь В.И.Сараева. — Только недавно узнали мы, что отец вместе со своими сослуживцами 12 апреля 1961 года десантировались возле саратовской деревни Смеловка, где на свеже- вспаханной земле лежал обгоревший шар – корабль Юрия Гагарина. И наши военные парашютисты охраняли «Восток».
Собственный корреспондент газеты «Красная Звезда» в Приволжском военном округе Илья Алексеевич МАКСИМОВ и корреспондент окружной газеты «За Родину» Виктор Григорьевич ЛЯШЕНКО стали 12 апреля 1961 года нашими первыми космическими репортерами. Ляшенко сделал фотографии первого космонавта на заводском аэродроме, а Максимов взял у него первое интервью после полета.
В 2003 году в Куйбышевском районе появился первый в Самаре районный космический музей. На открытие районной экспозиции тогда впервые собрались самарские ветераны-«гагаринцы» и члены семей тех, кто встречал на Земле первых советских космонавтов.
К 2010 году пять наших земляков побывали в космосе. Это Сергей Васильевич АВДЕЕВ, Олег Юрьевич АТЬКОВ, Алексей Александрович ГУБАРЕВ, Геннадий Михайлович МАНАКОВ. Когда на околоземной орбите 8 апреля — 24 октября 2008 года работал бывший конструктор ГНП РКЦ «ЦСКБ- Прогресс» Олег Дмитриевич КОНОНЕНКО, врачом экипажа Волков — Кононенко был также самарец, выпускник военно-медицинского факультета Самарского госмедуниверситета Кирилл Сергеевич КИРЕЕВ. Работает в Звездном городке еще один наш земляк, заслуженный тренер России инструктор Вячеслав Юрьевич САМАРЦЕВ.
2 апреля 2010 года отправился в экспедицию на МКС Михаил Борисович КОРНИЕНКО, уроженец Сызрани.
Во время тренировок космонавтов в Звездном городке уже 20 лет используются массажеры, разработанные в самарском ЗАО «БИОМ- ПАРК» под руководством профессора Владимира Сергеевича САВЕЛЬЕВА. Сейчас самарцы заняты созданием новой бегущей дорожки для МКС. Отработка ведется в одной из лабораторий СГАУ.
У российских космонавтов уже много лет существует традиция: в день, когда утвержден новый экипаж, отправляющийся на орбитальную станцию, руководитель Роскосмоса А.Н.Перминов устраивает небольшой прием, и космонавты дарят ему фотографию экипажа, которая находится в кабинете А.Н.Перминова все время, пока космонавты работают на орбите. Весной 2008 года такая традиция появилась и в Самаре. Фотография экипажа Сергей Волков – Олег Кононенко – и Сойон Йй, первая у-джу-ин из Южной Кореи, заняла место на рабочем столе В.А.Тархова. Виктор Александрович отправил Олегу Кононенко поздравительную телеграмму и письмо. А в музее Звездного городка появился первый экспонат из Самары – герб нашего города.
— Я очень рад, что мы встретились сегодня, — сказал В.А.Тархов. – Конечно, Самара не должна забывать свою славную историю и космическую, и авиационную. Все мы в Самаре знаем, какими тяжелейшими оказались для наших ведущих предприятий два последних десятилетия. Сейчас мы оказались у той опасной черты, когда может оказаться, что на предприятиях, выпускавших высокотехнологичную продукцию, не только некому работать, но уже и некому учить молодых специалистов. Этого нельзя допустить.
Общество
Общество
Общество