Ракетная верфь России

09.04.2010

91

Автор:

Ракетная верфь России

В этом году наш город отмечает 50-летний юбилей начала работ по подготовке первого в мире космического пилотируемого полета

 

В музее «Самара космическая» по приглашению мэра Самары Виктора Тархова собрались люди, которые принимали участие в подготовке гагаринского полета, а потом встречали Юрия Алексеевича 12 апреля 1961 года в Куйбышеве.

Куйбышев. Безымянка. Аэ­родром Кряж… Эти назва­ния появились в 1960 го­ду на картах с грифом «Со­вершенно секретно» в высоких мо­сковских кабинетах, занимавшихся подготовкой первого в мире пило­тируемого космического полета.

Наш город не случайно был из­бран местом, где предстояло сосре­доточить службы поиска и эвакуа­ции с места приземления первого космонавта.

С 1958 года, с началом производ­ства на авиационном заводе № 1 меж­континентальной баллистической ра­кеты Р-7, Куйбышев стал местом по­стоянного притяжения интересов Сергея Павловича КОРОЛЕВА.

Дмитрию Ильичу КОЗЛО­ВУ, заместителю С.П.Королева, ко­торый был назначен ответствен­ным от ОКБ-1 за организацию се­рийного выпуска МБР Р-7 в Куй­бышеве, было всего 38 лет, когда он приехал в наш город. А специа­листы — новобранцы новой отрасли – были еще моложе. В их числе Ге­оргий Евгеньевич ФОМИН, впо­следствии — многолетний замести­тель Д.И.Козлова.

«Я много раз видел Сергея Пав­ловича и во время стажировки в Подлипках, и здесь, на заводе, — рассказывает Г.Е.Фомин. – Он лю­бил в кабинете директора завода В.Я.Литвинова или в кабинете Дми­трия Ильича рассказывать о задум­ках – как на Луну полетим, как на Марс полетим, какие задачи и про­граммы будут, какие прикладные спутники.

Вслед за моторостроительным заводом к ракетной тематике под­ключился завод «Металлист» — там было начато производство камер сгорания. Комплектующие для ра­кет делали заводы клапанов и при­боростроительный. На нефтепере­рабатывающем заводе была создана спецлаборатория по исследованию ракетного топлива. В Чапаевске на полигоне появился стенд по отра­ботке сброса головных обтекателей, а на заводе «Полимер» стали де­лать заряды для аварийного подры­ва первых спутников-разведчиков «Зенит».

Хорошо, что мы уже сегодня собрались, чтобы обсудить под­готовку к празднованию 50-летия полета Ю.А.Гагарина, — сказал, от­крывая встречу, Виктор Тархов.- Но не надо забывать и о других юбилейных датах, связанных с на­шим городом. 30 апреля 2010 года исполняется 100 лет со дня рожде­ния Виктора Яковлевича Литвино­ва, директора завода «Прогресс», председателя Куйбышевского сов- нархоза, который потом стал заме­стителем министра общего маши­ностроения. А в 2011 году испол­нится 100 лет со дня рождения Ни­колая Дмитриевича Кузнецова. И я хочу, чтобы мы сегодня вспом­нили и об этих прекрасных людях, столько сделавших для нашей стра­ны.

Первый секретарь обкома КПСС, Герой Социали­стического Труда Алек­сандр Сергеевич МУ­РЫСЕВ сохранил листочек из блок­нота с карандашными строчка­ми, написанными четким почерком Сергея Павловича, – домашний мо­сковский адрес и телефон Короле­вых. Первые летчики-космонавты дарили Мурысевым свои фотогра­фии с теплыми словами.

— Мне, девочке, довелось однаж­ды услышать, как областные руко­водители обсуждали вопрос о том, что надо ходатайствовать перед цен­тральными органами о переимено­вании нашего города в Космоград, — вспоминает Надежда Александров­на, дочь А.С.Мурысева.

Оперативное руководство заво­дами авиакосмической отрасли Куй­бышевского СНХ возглавлял Лев Ефремович БЕНЬКОВИЧ, одно­кашник С.П.Королева.

— Отец рассказывал, как непро­сто было организовать круглосуточ­ную работу безымянских предпри­ятий, — вспоминает Анатолий Льво­вич, сын Л.Е. Беньковича. — На За­водское шоссе приезжали за три смены до ста тысяч человек еже­дневно! И не менее строго с отца спрашивали за выпуск газовых счет­чиков и кухонных раковин для но­вых домов-пятиэтажек.

Масштабные авиакосми­ческие программы, ко­торые воплощались на предприятиях горо­да Куйбышева-Самары, требова­ли разработки широкого внедрения новых технологий, материалов, кон­структивных решений. И в 1958 году в Куйбышеве был создан Поволж­ский авиационно-технологический институт (АвиТИ).

— Мы выполняли задания для ОКБ С.П. Королева, Н.Д. Кузне­цова, Д.И. Козлова, В.Н. Челомея, С.А. Лавочкина, В.П. Мишина, В.П. Глушко. Это были ракеты-носители «Союз» и «Протон», глобальная ракета, лунная ракета Н1, МТТК «Энергия-Буран», спутники раз­личного назначения, — рассказыва­ет Валентин Дмитриевич АКСЮ­ТИН. — Между прочим, впервые в

СССР масштабная конверсия раз­работок, сделанных для авиации и космоса, была начата в Куйбышев­ской области в 1958 году по иници­ативе Виктора Ивановича МУ­РАВЛЕНКО, начальника 1-го (не­фтяного) Управления Куйбышев­ского СНХ, и главного конструкто­ра ОКБ-276 Николая Дмитриеви­ча КУЗНЕЦОВА. Тогда было при­нято решение об использовании авиадвигателей НК-12, отработав­ших свой летный ресурс, для нефте­газоперекачки.

Сотрудник Куйбышевского Уп- равления КГБ Владимир Дмитри­евич МЕДЕНЦЕВ занимался обе­спечением безопасности производ­ства нашей космической техники. А его сослуживец Виктор Яковлевич СТРЕЛЬЦОВ 12 апреля 1961 го­да занял пост у комнаты в особняке на Первой просеке, где отдыхал пер­вый космонавт. Год спустя он охра­нял космонавтов А.Г.Николаева и П.Р.Поповича.

— 13 апреля собкор ТАСС Д.Брянов сделал фотографии Гага­рина, — рассказывает Виктор Яков­левич. – Проявляли пленки и печа­тали снимки в нашей лаборатории. 14 апреля, покидая гостиницу, Юрий Алексеевич подарил мне свою фото­графию с автографом».

Иван Андреевич САДЧИКОВ и Юрий Александрович ИНЦИН занимались на 18-м авиационном заводе сначала межконтиненталь­ной крылатой ракетой «Буря», по­том лунной ракетой.

— Стартовый стол для «Бури» был во Владимировке. Трассы ис­пытательных полетов проходили над Куйбышевом. И в старых об­ластных газетах можно увидеть в телепрограммах слова: «Профилак­тика оборудования». Но мы-то зна­ли, что телетрансляции прекраща­лись, когда наша ракета над горо­дом проходила, — вспоминает И.А. Садчиков.

Ю.А.Инцин в 1967 году в сбороч­ном цехе на Байконуре сопровождал Ю.А.Гагарина, когда тот знакомился с лунной ракетой Н1 и рассказывал ему о системах и установках «царь- ракеты».

Виктор Алексеевич МАЛЫ­ГИН окончил в 1951 году Куйбы­шевское суворовское училище. По­сле Сызранского летного учили­ща летал на самолетах МиГ-15. В 1960 году был назначен вторым пи­лотом в экипаж самолета Ил-14, ко­торый был закреплен за командую­щим Приволжского военного окру­га генерал-полковником А.Т. Сту­ченко.

В 1960 году нам поручи­ли поиск и эвакуации пер­вых космических аппара­тов, которые возвращались на Землю, а не сгорали в атмосфере, — вспоминает В.А.Малыгин. — В фев­рале 1961 года наши ребята привез­ли на Кряж собачку Чернушку и ма­некен «Ивана Ивановича». Потом их отправили в Москву. Все это, ко­нечно, было строго засекречено.

Наш командир Василий Григо­рьевич БАРАНОВ в 50-е годы ле­тал на Семипалатинском полигоне, участвовал в дозиметрических об­летах после взрывов атомных бомб. Летчик от бога, красивый, добрый – мы, молодежь, души не чаяли в на­шем командире.

12 апреля 1961 года нашему эки­пажу выпала честь доставить в Куй­бышев из Энгельса первого космо­навта планеты.

Летом 1960 года руководство Министерства обороны СССР при­няло решение о создании груп­пы врачей-парашютистов, которым предстояло десантироваться в точ­ку приземления первого космонавта.

Вскоре на военный аэродром в поселке Кряж приехала из Москвы группа молодых врачей (среди них — Борис Егоров, студент-медик 6-го курса, будущий космонавт). Их тре­нером был назначен один из лучших парашютистов страны, подполков­ник Василий Иванович САРАЕВ, начальник парашютно-десантной службы (ПДС) Приволжского воен­ного округа, участник Великой Оте­чественной войны.

— Отец никогда не рассказывал о том, как он руководил парашют­ной подготовкой первых космиче­ских медиков, — делится воспоми­наниями Галина Васильевна, дочь В.И.Сараева. — Только недавно узна­ли мы, что отец вместе со своими со­служивцами 12 апреля 1961 года де­сантировались возле саратовской деревни Смеловка, где на свеже- вспаханной земле лежал обгорев­ший шар – корабль Юрия Гагари­на. И наши военные парашютисты охраняли «Восток».

Собственный корреспон­дент газеты «Красная Звез­да» в Приволжском воен­ном округе Илья Алексее­вич МАКСИМОВ и корреспондент окружной газеты «За Родину» Вик­тор Григорьевич ЛЯШЕНКО ста­ли 12 апреля 1961 года нашими пер­выми космическими репортерами. Ляшенко сделал фотографии пер­вого космонавта на заводском аэро­дроме, а Максимов взял у него пер­вое интервью после полета.

В 2003 году в Куйбышевском районе появился первый в Сама­ре районный космический музей. На открытие районной экспозиции тогда впервые собрались самарские ветераны-«гагаринцы» и члены се­мей тех, кто встречал на Земле пер­вых советских космонавтов.

К 2010 году пять наших земля­ков побывали в космосе. Это Сергей Васильевич АВДЕЕВ, Олег Юрье­вич АТЬКОВ, Алексей Алексан­дрович ГУБАРЕВ, Геннадий Ми­хайлович МАНАКОВ. Когда на околоземной орбите 8 апреля — 24 октября 2008 года работал бывший конструктор ГНП РКЦ «ЦСКБ- Прогресс» Олег Дмитриевич КО­НОНЕНКО, врачом экипажа Волков — Кононенко был также самарец, вы­пускник военно-медицинского фа­культета Самарского госмедунивер­ситета Кирилл Сергеевич КИРЕ­ЕВ. Работает в Звездном городке еще один наш земляк, заслуженный тре­нер России инструктор Вячеслав Юрьевич САМАРЦЕВ.

2 апреля 2010 года отправился в экспедицию на МКС Михаил Бо­рисович КОРНИЕНКО, уроженец Сызрани.

Во время тренировок космонав­тов в Звездном городке уже 20 лет используются массажеры, разрабо­танные в самарском ЗАО «БИОМ- ПАРК» под руководством профессо­ра Владимира Сергеевича САВЕ­ЛЬЕВА. Сейчас самарцы заняты соз­данием новой бегущей дорожки для МКС. Отработка ведется в одной из лабораторий СГАУ.

У российских космонавтов уже много лет существу­ет традиция: в день, когда утвержден новый экипаж, отправляющийся на орбитальную станцию, руководитель Роскосмоса А.Н.Перминов устраивает неболь­шой прием, и космонавты дарят ему фотографию экипажа, которая на­ходится в кабинете А.Н.Перминова все время, пока космонавты работа­ют на орбите. Весной 2008 года та­кая традиция появилась и в Самаре. Фотография экипажа Сергей Вол­ков – Олег Кононенко – и Сойон Йй, первая у-джу-ин из Южной Ко­реи, заняла место на рабочем столе В.А.Тархова. Виктор Александрович отправил Олегу Кононенко поздра­вительную телеграмму и письмо. А в музее Звездного городка появился первый экспонат из Самары – герб нашего города.

— Я очень рад, что мы встрети­лись сегодня, — сказал В.А.Тархов. – Конечно, Самара не должна забы­вать свою славную историю и кос­мическую, и авиационную. Все мы в Самаре знаем, какими тяжелейшими оказались для наших ведущих пред­приятий два последних десятилетия. Сейчас мы оказались у той опасной черты, когда может оказаться, что на предприятиях, выпускавших вы­сокотехнологичную продукцию, не только некому работать, но уже и не­кому учить молодых специалистов. Этого нельзя допустить.

 

 

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы