В школе и дома

28.11.2015

68

Автор:

В школе и дома

У родителей и учителей цель одна — помочь ребенку стать самостоятельной личностью

 Не смотря на то, что с емья и школа должны взаимно дополнять друг друга и помогать, так ли редко возникают конфликты и недопонимание между педагогами и родителями, школой и семьей? С чем это связано, как предотвратить конфликты и кто в этом может помочь? Ответ на этот вопрос искали участники методического семинара для родителей в городском центре социальной помощи семье и детям г.о. Самара.

Связанные одной целью

 
— Основная цель школы — дать знания, — считает психолог городского центра «Семья» Елена Тонкопеева, — то есть учитель должен доходчиво объяснить детям материал и проконтролировать степень его освоенности. Цель родителей — воспитать самостоятельную личность, чтобы ребенок нашел себя в этой жизни, занял свою нишу, смог реализовать то, что ему было дано от природы, и жить ему было эмоционально комфортно. Чисто внешне эти цели звучат по-разному. Но если копнуть глубже, то это две стороны одной медали, потому что невозможно стать самостоятельной, независимой личностью, не имея достаточного образовательного уровня. То есть и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы ребенок раскрыл свой потенциал. Ведь если мы не будем обучать ребенка различным учебным предметам, не станем вовлекать его в различные виды деятельности вне школьной программы, мы никогда не будем знать, что ему дано природой. Задача педагогов — преподать учебные предметы, предусмотренные школьной программой, так, чтобы ребенок свой потенциал раскрыл. Именно поэтому они порой бывают очень требовательными. И здесь было бы хорошо, чтобы родители и учителя стали союзниками. Но, увы, это происходит далеко не всегда.
 
Осторожно с комментариями…
 
Родители не отрицают, что порой бывают очень недовольны и даже возмущены поведением учителей или, наоборот, их бездействием. «То, что ребенок иногда рассказывает о своих учителях, не захочешь, да подвергнешь критике, — замечает мама шестиклассника Никиты. — Даже муж на сторону ребенка встал».
 
При этом родители даже не задумываются, насколько искаженно и однобоко до них может доходить информация.
 
— Как часто родители, сами того не понимая, не по злому умыслу, а по недомыслию создают проблемные ситуации, — отметила Елена Тонкопеева. — Из благородных целей, желая поддержать ребенка, взрослые неосторожно говорят слова, подрывающие авторитет учителя. Дети быстро улавливают не только текст, но и подтекст, интерпретируют по-своему, обсуждают в классе. И это, как правило, негативно сказывается на отношениях с педагогом. Почему? Во-первых, потому, что ребенок не хочет учиться у того, к кому пропало уважение, начинает сопротивляться. Во-вторых, учитель чувствует неуважительное отношение ученика. Кроме того, нелестные слова родителей могут так или иначе дойти до учителя.
 
Елена Григорьевна рассказала случай, как в одной из самарских школ педагоги жаловались на неуправляемый класс. После разговора психолога с родителями выяснилось, что они часто в присутствии детей обсуждают и осуждают учителей.
 
— Ни в коем случае нельзя осуждать учителей, подрывать их авторитет в глазах ребенка, — отмечает Елена Тонкопеева. — Надо, наоборот, показать, что учитель такой же живой человек, как мама, как папа, поэтому на эмоциях может сказать неприятные для ребенка слова… Если ребенок обиделся на учителя, предложите ему встать на место учителя, посмотреть на сложившуюся в классе ситуацию со стороны, чтобы понять, насколько некрасивым и раздражающим было поведение детей. Родителям надо всегда помнить, что ребенок может учиться только у того, кого он считает авторитетом.

Иначе он никакую информацию воспринимать не будет.
 

В контакте с учителем
 
Как советует психолог, с учителем лучше сотрудничать. Например, если у ребенка что-то не получается, а родитель уверен, что это вина педагога, родителю стоит подойти к учителю за советом, как помочь ребенку справиться с учебной нагрузкой.
 
— Этим вы покажете учителю свое уважение, — поясняет психолог. — Если есть необходимость, можно найти дополнительную помощь, например, нанять репетитора. Но учителя упрекать не стоит.
 
Еще родитель может помочь своему ребенку, открыв учителю про него маленькую тайну. Например, рассказать о том, что у ребенка есть слабое место: любит похвалу или ему требуется дополнительное время для концентрации внимания перед ответом. Но это надо подать не как совет, а как сведения об особенностях ребенка, позволяющих ему проявить свои возможности.
 
Как отмечают родители, особенно трудно в школе приходится гиперактивным ребятам, которые не могут усидеть на месте и часто попадают в разные неприятные истории: толкнул, разбил, чуть учителя с ног не сшиб. А если уж раз, а то и два в драке замечен, то чаще всего ребенок получает ярлык «драчун» или «хулиган», а значит, в глазах окружающих всегда может быть виноватым. А перекладывать ответственность на того, у кого подмочена репутация, подчас проще, чем тратить время на прояснение ситуации.
 
В школе и дома— И здесь нет смысла выяснять, кто первый начал, а кто был вторым, или убирать из класса ребят-драчунов, подающих дурной пример, — подчеркивает психолог Елена Тонкопеева. — Детей надо учить конструктивному взаимодействию, культурному общению друг с другом. Что можно сделать? Можно на классном часе принять правила поведения в классе и прописать все пункты. Причем лучше начать с общих элементарных правил поведения: поднимать руку, если нужно что-то спросить и т.д. Затем внести пункт о том, что ребенок, которого так или иначе вовлекают в конфликт, должен уметь достойно из него выйти. Предложить несколько вариантов конструктивного решения типичных конфликтных ситуаций. Если не получается решить проблему самостоятельно, то ребенок обязан обратиться за помощью к педагогу. Тогда он не прослывет ябедой, постаравшись предотвратить драку. Понятно, что сразу все их соблюдать не будут, но когда правила прописаны и доступны для чтения (висят в классе на видном месте), то они могут помочь законно урегулировать ту или иную ситуацию.
 
Это, конечно, работа классного руководителя, который берет на себя функцию руководства данным коллективом, но не только. Родители за воспитание ответственны в первую очередь. Поэтому не стоит во всем винить учителя, у которого масса работы и 30 детей. Нужно входить в сотрудничество с педагогом и помогать, ведь обстановка в классе влияет на каждого ребенка.
Важна инициатива родителей
 
— Школы всегда говорят: «Мы хотим сотрудничать с родителями», — делится опытом Елена Тонкопеева. — И со своей стороны они это делают: родительские собрания собирают, школьные линейки, мероприятия устраивают. Некоторые школы приглашают на встречи с родителями различных специалистов. Порой учебные заведения сами просят инициативы и предложений от родителей. Но часто не получают.
 
Родителям все время некогда. Классного руководителя на всех не хватает, все не предусмотришь. Отсюда нередко взаимное недовольство. А страдает весь класс, каждый ребенок. И здесь важно изменить атмосферу, найти понимание между семьей и школой и уже дальше помогать друг дугу в достижении общей цели.
 
Иногда помочь наладить контакт между педагогом, родителями и детьми может психолог.
 
—  Если чувствуете, что с вашим ребенком или в классе в целом что-то не так, а учитель не справляется или ему нужно помочь, то следует инициировать приход психолога на родительское собрание, — рекомендует Елена Тонкопеева. — Если родители будут проявлять инициативу, она будет приниматься школой. И тогда школа и учителя будут друзьями семьи, а значит, детям учиться будет комфортно, приятно, и результат превзойдет все ожидания.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации