Университет будущего. Немецкий взгляд

02.06.2015

22

Автор: Светлана Внукова

Университет будущего. Немецкий взгляд

Пригласили в Самарский госуниверситет на лекцию. Читали профессора Hochschule der Medien — Высшей медиашколы

Hochschule der Medien — это Штутгарт, и это давняя история. В середине ХIХ века началась. Тогда из стен учебного заведения выходили печатники и иллюстраторы. С середины ХХ века начали выходить и библиотекари. Медиашколой вуз стал в 2001-м, и там сегодня три факультета: печатное дело и медиа; электронные медиа, информация и коммуникация; 4300 студентов, 210 сотрудников, бюджет в 37 млн евро, и туда не очень-то и попадешь: семь-восемь абитуриентов на место.

С нашим университетом Hochschule der Medien дружит лет десять. Наукой занимаются сообща; студентами обмениваются, преподавателями. Ну и вот приехали к нам из Штутгарта два профессора — Франк Тиссен и Рихард Штанг. В два голоса и читали лекцию. Тема живейшая: университет будущего. И, судя по тому, что рассказывали, будущее уже наступило.

Жизнь в цифровую эпоху

Мир изменяется, вы заметили? Мир изменяется, изменяются технологии, и скорость этих изменений такова, что трудно вообразить, с чем, окончив вуз, столкнутся те, кто поступит туда нынешней осенью. Вполне возможно, что и профессии, которую облюбовали, на рынке труда не обнаружат.

Должны ли на всю эту чехарду реагировать классические университеты? Нет, конечно, дело хозяйское. Но вот гости из Штутгарта полагают, что отмахнувшихся могут и потеснить.

Цифровая эпоха — так называют то, в чем мы с вами дружно и с разной степенью удовлетворенности пребываем. И те, кто в силу профессиональной необходимости наблюдает за трендами и их живучестью, уверяют, что уже для человека 2025 года Интернет будет тем же, чем для нынешнего является электричество.

Удивлены? Только потому, полагают Тиссен и Штанг, что родились в доцифровую эру. Для нынешней поросли компьютер — никакая не новая техника. Утюг. И поросль не представляет мира без Интернета. А там творится совсем уж для архаичного сознания немыслимое.

Знаете, сколько вдохов-выдохов делает взрослый за минуту? 15. А знаете, сколько информации прокачивает за минуту ютюб? 72 часа. Каждую минуту интернет-пользователи отправляют электронной почтой 168 миллионов сообщений; 98 000 новых каждую минуту появляется в твиттере. А сколько народа в фейсбуке, знаете? 1 миллиард 300 миллионов. Вторая после Китая по численности «страна».

Университет будущего. Немецкий взгляд20 лет назад мы такое даже представить не могли. Цифровая эпоха. Цифровая, информационная, компьютерная, постиндустриальная…

Кругом — засады

В индустриальную эпоху главным было серийное производство. И ей нужен был человек, владеющий формализованными и узкоспециализированными компетенциями. И образование поставляло такого человека, обучая его по стандартным учебникам, которые долго-долго не теряли своей актуальности.

Сегодня знания «обнуляются» каждые три-четыре года, а учебники устаревают раньше, чем выйдут из печати. И эпоха цифровых данных означает, по штутгартцам, еще и то, что Интернет актуальнее любой книги, что в виртуальном пространстве можно найти эксперта по любой тематике и получить от него наисвежайшую информацию.

Это очень серьезный вызов традиционному образованию, считают профессора Hochschule der Medien и приводят в пример Академию Хана. Создана выпускником Массачусетского технологического университета и Гарварда индийцем Салманом Ханом на деньги спонсоров. Угадайте, кто генеральные? Правильно — Google, Билл и Мелинда Гейтс. Но очень уж греет девиз академии — «Высококачественное образование каждому и всюду». И то, что она предлагает безвозмездно, то есть даром, более 4200 лекций по математике, естественным наукам, истории, искусству, экономике… Два миллиона студентов! Штутгартцы, однако, уверены, что классическому университету есть чем ответить на этот вызов.

Наш ответ Чемберлену

В чем фишка постиндустриального общества? В том, что наиболее мощный сектор его экономики — инновационная (читай: постоянно обновляемая) высокотехнологичная и высокопроизводительная промышленность; что в ВВП высока доля качественных, и опять-таки инновационных, услуг, и потому главной движущей силой являются научные разработки, а осуществляющий их человек — главным фактором развития. Вопрос: где брать такого человека?

Автоматизация производства достигла уже такого уровня, что нет прежней нужды в том, кто виртуозно копирует некий продукт. Есть нужда в том, кто может придумать новый продукт. Или услугу. Но программы большинства образовательных учреждений, и не только у нас, мало чем отличаются от тех, что обеспечивали кадрами индустриальное общество. Нет, специализация важна по-прежнему. Но помимо специализации в инженерии, медицине или, скажем, юриспруденции, кроме знаний по математике, естественным наукам, истории, искусству, экономике, человеку постиндустриального мира необходим еще, как выясняется, целый букет компетенций. Работа с информацией — оценка, выбор, навигация в информационном поле. Критическое мышление, умение обнаруживать и решать проблемы; умение организовать себя и свое обучение, а учиться в новом мире придется в режиме нон-стоп и, видимо, до самого финиша. Важны умения коммуницировать, кооперироваться и сотрудничать с людьми из других дисциплин, других сфер, других культур. Умение брать на себя ответственность за собственные действия тоже крайне необходимо. Ну и, разумеется, важны, и как никогда, креативность, инновационность, инициативность. И формирование всех этих компетенций (помимо специальных) и есть, полагают штутгартцы, задача высшей школы XXI века. Но тогда это сильно другая школа.

Университет будущего. Немецкий взглядЕсли в одно слово, то получается лаборатория. В индустриальную эпоху университеты были фабрикой знаний, сегодня должны стать лабораториями, где студенты, взаимодействуя друг с другом и с преподавателем, работают над решением реальной задачи, которую им ставят реальные производства и организации.
 
Лекции? Возможны. Но не обязательны, поскольку, как уверяют гости из Штутгарта, неэффективны. Самый эффективный из обучающих элементов традиционной школы — это контрольная. Лекции — время на ветер. Исследования же специальные проводились: две трети лекционного времени мозг студента если не спит, то дремлет. В новой школе студенческий мозг работает круглый семестр. Потому как проект. То есть постоянное нахождение в режиме решения задач. Ну а в конце семестра надо еще и результат предъявить. Двигаясь же к этому результату, студент осуществляет очень большую работу. Ищет идеи, структурирует их, оценивает, проводит собственные исследования. А так как должен не только предъявить результат, но и обосновать и задокументировать, хочет не хочет, а штудирует теорию и историю вопроса.
 
«Взрослого не научишь. Но он может научиться; работа над реальным проектом в наибольшей степени способствует этому, и это наша сегодняшняя практика», — делились с самарцами штутгартцы и говорили, что проекты получаются высокого уровня; удовлетворяют студентов и вдвойне преподавателей, поскольку и последних крайне обогащают.
 
Значит ли это, что преподаватель утрачивает лидирующие позиции в учебном процессе? Нет, не значит. Даже самый крутой преподаватель не в состоянии в цифровую эпоху овладеть всем существующим в его сфере знанием. Но у преподавателя есть одно необычайно актуальное для информационной эпохи свойство.
 
Объем информации растет сегодня лавинообразно. Но все труднее найти необходимую тебе. Один из парадоксов цифровой эпохи. И все ценнее становится умение выудить в этом океане информации «съедобное». У квалифицированного преподавателя такое умение есть. И это-то и определяет его нынешнюю роль — консультант, эксперт, тьютор, руководитель исследовательской группы.
 
Чем еще отличается постиндустриальная школа от индустриальной? Организацией учебного пространства, как выяснилось. По утверждению штутгартцев, физическое пространство в новом учебном процессе — необходимейшая вещь. И это еще один парадокс цифровой эпохи.


Коллективное сознательное
 
С одной стороны, все больше виртуализации, все больше обеспечивающих ее медийных средств. А с другой — людям по-прежнему необходимо чувство локтя. Та же лаборатория может быть вполне себе виртуальной, даже у негуманитариев — техника позволяет. Но дело в том, что многие, если не все, из общих (скажем так) компетенций формируются только при непосредственном контакте. Мнение, что коллективизм себя изжил, ошибочно. Коллективная форма обучения все еще актуальная форма. Причем форма, имеющая мощнейший синергетический эффект. Разница в том, что выбор вида активности (индивидуальная — групповая) в новом университете — это прерогатива студента.
 
Траектория отдана на откуп обучающимся. В результате система обучения очень гибкая, и в соответствии с этим организовано и учебное пространство. В штутгартской медиашколе это пока только пробник в 60 кв. м. Но поскольку уже очевидно, что новое учебное пространство способствует формированию новых компетенций, площадь предполагают расширить до 400 кв. м.
 
Что собой представляет вузовская аудитория XXI века по версии Тиссена и Штанга? Открытое пространство, зонированное деталями интерьера — зона индивидуальной работы, групповой, зона релаксации. Мобильное — легко трансформируется в зависимости от учебных задач. Но и к этому пространству студент не привязан.
 
Во время того же семинара может находиться дома, в библиотеке, на природе, в другой стране. И вот это обеспечивает включение в образовательный процесс цифровых медийных средств, главным из которых на сегодня штутгартцы считают планшет и посвятили этому устройству серьезный такой кусок лекции. А вообще Франку Тиссену и Рихарду Штангу понадобилось около часа, чтобы представить самарцам свою концепцию университета будущего. Ведущий предложил задавать вопросы, и вот тут началось, пожалуй, самое интересное.


Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации