Hochschule der Medien — это Штутгарт, и это давняя история. В середине ХIХ века началась. Тогда из стен учебного заведения выходили печатники и иллюстраторы. С середины ХХ века начали выходить и библиотекари. Медиашколой вуз стал в 2001-м, и там сегодня три факультета: печатное дело и медиа; электронные медиа, информация и коммуникация; 4300 студентов, 210 сотрудников, бюджет в 37 млн евро, и туда не очень-то и попадешь: семь-восемь абитуриентов на место.
С нашим университетом Hochschule der Medien дружит лет десять. Наукой занимаются сообща; студентами обмениваются, преподавателями. Ну и вот приехали к нам из Штутгарта два профессора — Франк Тиссен и Рихард Штанг. В два голоса и читали лекцию. Тема живейшая: университет будущего. И, судя по тому, что рассказывали, будущее уже наступило.
Жизнь в цифровую эпоху
Мир изменяется, вы заметили? Мир изменяется, изменяются технологии, и скорость этих изменений такова, что трудно вообразить, с чем, окончив вуз, столкнутся те, кто поступит туда нынешней осенью. Вполне возможно, что и профессии, которую облюбовали, на рынке труда не обнаружат.
Должны ли на всю эту чехарду реагировать классические университеты? Нет, конечно, дело хозяйское. Но вот гости из Штутгарта полагают, что отмахнувшихся могут и потеснить.
Цифровая эпоха — так называют то, в чем мы с вами дружно и с разной степенью удовлетворенности пребываем. И те, кто в силу профессиональной необходимости наблюдает за трендами и их живучестью, уверяют, что уже для человека 2025 года Интернет будет тем же, чем для нынешнего является электричество.
Удивлены? Только потому, полагают Тиссен и Штанг, что родились в доцифровую эру. Для нынешней поросли компьютер — никакая не новая техника. Утюг. И поросль не представляет мира без Интернета. А там творится совсем уж для архаичного сознания немыслимое.
Знаете, сколько вдохов-выдохов делает взрослый за минуту? 15. А знаете, сколько информации прокачивает за минуту ютюб? 72 часа. Каждую минуту интернет-пользователи отправляют электронной почтой 168 миллионов сообщений; 98 000 новых каждую минуту появляется в твиттере. А сколько народа в фейсбуке, знаете? 1 миллиард 300 миллионов. Вторая после Китая по численности «страна».
20 лет назад мы такое даже представить не могли. Цифровая эпоха. Цифровая, информационная, компьютерная, постиндустриальная…
Кругом — засады
В индустриальную эпоху главным было серийное производство. И ей нужен был человек, владеющий формализованными и узкоспециализированными компетенциями. И образование поставляло такого человека, обучая его по стандартным учебникам, которые долго-долго не теряли своей актуальности.
Сегодня знания «обнуляются» каждые три-четыре года, а учебники устаревают раньше, чем выйдут из печати. И эпоха цифровых данных означает, по штутгартцам, еще и то, что Интернет актуальнее любой книги, что в виртуальном пространстве можно найти эксперта по любой тематике и получить от него наисвежайшую информацию.
Это очень серьезный вызов традиционному образованию, считают профессора Hochschule der Medien и приводят в пример Академию Хана. Создана выпускником Массачусетского технологического университета и Гарварда индийцем Салманом Ханом на деньги спонсоров. Угадайте, кто генеральные? Правильно — Google, Билл и Мелинда Гейтс. Но очень уж греет девиз академии — «Высококачественное образование каждому и всюду». И то, что она предлагает безвозмездно, то есть даром, более 4200 лекций по математике, естественным наукам, истории, искусству, экономике… Два миллиона студентов! Штутгартцы, однако, уверены, что классическому университету есть чем ответить на этот вызов.
Наш ответ Чемберлену
В чем фишка постиндустриального общества? В том, что наиболее мощный сектор его экономики — инновационная (читай: постоянно обновляемая) высокотехнологичная и высокопроизводительная промышленность; что в ВВП высока доля качественных, и опять-таки инновационных, услуг, и потому главной движущей силой являются научные разработки, а осуществляющий их человек — главным фактором развития. Вопрос: где брать такого человека?
Автоматизация производства достигла уже такого уровня, что нет прежней нужды в том, кто виртуозно копирует некий продукт. Есть нужда в том, кто может придумать новый продукт. Или услугу. Но программы большинства образовательных учреждений, и не только у нас, мало чем отличаются от тех, что обеспечивали кадрами индустриальное общество. Нет, специализация важна по-прежнему. Но помимо специализации в инженерии, медицине или, скажем, юриспруденции, кроме знаний по математике, естественным наукам, истории, искусству, экономике, человеку постиндустриального мира необходим еще, как выясняется, целый букет компетенций. Работа с информацией — оценка, выбор, навигация в информационном поле. Критическое мышление, умение обнаруживать и решать проблемы; умение организовать себя и свое обучение, а учиться в новом мире придется в режиме нон-стоп и, видимо, до самого финиша. Важны умения коммуницировать, кооперироваться и сотрудничать с людьми из других дисциплин, других сфер, других культур. Умение брать на себя ответственность за собственные действия тоже крайне необходимо. Ну и, разумеется, важны, и как никогда, креативность, инновационность, инициативность. И формирование всех этих компетенций (помимо специальных) и есть, полагают штутгартцы, задача высшей школы XXI века. Но тогда это сильно другая школа.
Общество
Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев