Там протекает подземная жизнь…

20.02.2016

26

Автор: Юлия Жигулина

Там протекает подземная жизнь...

Для машиниста метро это 152 часа в месяц

Помню свои первые ощущения от поездки в метро: непривычно большая скорость для общественного транспорта, пара минут в кромешной тьме, когда видишь свое отражение в стекле, как в зеркале, и вдруг — яркий свет станции. Словно завороженная я проехала от конечной до конечной и обратно, с интересом рассматривая каждую станцию и задаваясь вопросом: каково это, быть машинистом электропоезда? Давно это было, но интерес остался. И вот по редакционному заданию я в электродепо «Кировское» Самарского метрополитена.

Отдохнул — и в путь

На пропускном пункте депо меня встречает заместитель начальника депо по эксплуатации Николай Черномаз. Вопросы начинаю задавать сразу же, сама обстановка к тому располагает: не каждый день удается побывать на одном из старейших и интереснейших предприятий города.

И вот что выяснила. Смена каждого машиниста начинается с визита к дежурному. Он фиксирует время прихода сотрудника, наличие у него формы, пропуска и полагающегося по обязанностям оборудования. Потом — медицинский осмотр. И заканчивается смена, кстати, им же. Чтобы заметить малейшие изменения в самочувствии сотрудников и предотвратить негативные последствия. Сейчас это очень жесткое требование, призванное в том числе обеспечить безопасность пассажиров.

После осмотра машинисты направляются в комнату инструктажа. Обстановка рабочая. На стенде — журналы учета, графики проверок вагонов электропоездов, памятки, информация по пожарной безопасности, документы о состоянии путей, приказы о ремонте — словом, все, что нужно использовать в работе.

Между делом замечаю кошку на батарее.

— Много к нам животных бездомных заходит, но прижилась только она, — рассказывает Николай Васильевич. — Причем чувствует себя здесь полноправной хозяйкой: гуляет где хочет и хорошо понимает, где опасно и куда лучше не ходить. И сотрудники ее приняли -кто подкормит, кто подлечит.

А вот и первый нюанс, о котором сразу и не подумаешь. Работает метро уже с шести часов утра. Примерно в это же время начинают движение автобусы и маршрутки. Как же машинисты электропоездов добираются на работу, чтобы ранним утром везти первых пассажиров? Оказывается, в здании электродепо есть мини-гостиница для сотрудников. Для комнат отдыха отведен целый этаж в здании. В них ничего особенного — пара кроватей, шкаф и тумбочка. Все чистое, а половина комнат уже о бживается после ремонта. Есть общая кухня, гостиная с телевизором. Здесь уже обстановка уютная и домашняя, чтобы как следует отдохнуть и с новыми силами отправляться в путь. Если понадобится, и разбудят к нужному времени.

Некоторые поезда остаются на ночевку на станциях. Например, на «Гагаринской» и «Российской», чтобы утром именно с них начать движение. Для машинистов же вблизи этих станций также предусмотрено жилье, где они могут отдохнуть до выхода на линию.

Осторожно, двери закрываются

Там протекает подземная жизнь...Изучив все рекомендации на день в комнате инструктажа, машинист расписывается в журнале и только после этого может направиться дальше. Вариантов несколько: либо идет на линию (если наступает его смена по перевозке пассажиров), либо займется маневровой работой (перегонка электропоездов по территории депо), либо останется в резерве на случай непредвиденных обстоятельств. Это может быть и подмена заболевшего товарища, и вывод на линию дополнительного подвижного состава.

— Любые перестановки остаются незаметными для пассажиров, — подчеркивает инструктор Борис Третьяков. — Метрополитен
— единственный вид транспорта, где график движения рассчитан до сотых долей секунды. И он соблюдается всегда, вне зависимости от ситуации.

Поскольку отвлекать машиниста во время движения нельзя, именно Борис Константинович стал моим проводником в тайны подземного вождения. На предприятие он пришел в 1987 году, в деталях изучив с тех пор и ремонтную работу, и эксплуатацию. Вместе мы зашли в кабину к Юрию Завьялову. Она, кстати, гораздо больше, чем может показаться со станции. Помимо водительского места предусмотрены еще два сиденья — ими могут воспользоваться стажеры и инструкторы. В обеих кабинах — рации для связи с диспетчером, а при себе машинисты имеют различное дополнительное оборудование.

Как абсолютного дилетанта больше всего меня волновал один вопрос: каково это, въехать в темноту туннеля? От одной мысли голова кругом! Но Борис Константинович только посмеялся над моим опасением:

— Первый раз, конечно, волнуешься. Тем более что туннель не намного шире вагона: а вдруг не «впишусь»? Но к этому ощущению быстро привыкаешь и уже не обращаешь внимания. Ведь как и у любого транспортного средства, у головного вагона есть фары, и рельсы хорошо освещены, а законы физики не позволят составу никуда деться с проложенного пути.
Признаюсь, въезжать в туннель с открытого участка все равно было страшно, даже в присутствии двух бравых мужчин, которые чего только не видели за время своей работы.

— Самарское метро в разы меньше московского, но и у нас находятся так называемые диггеры -любители острых ощущений и искатели туннельных сокровищ. Хотя «ловить» здесь им абсолютно нечего, только добавляют работы службе безопасности метро и полиции. Заходят и животные: кошки, собаки, птицы. Однажды машинисты приметили кошку, которая жила исключительно в туннеле на кабелях, протянутых вдоль свода. Чем уж они ее так привлекают, непонятно, — рассказывает Борис Константинович.

А вот сами перегоны (дорога от станции до станции.- Прим.авт.) из кабины выглядят куда интереснее, чем в вагоне. Тут тебе и тупиковые линии, и огни светофоров, и технические помещения, незаметно вписанные в «интерьер». Да и шумоизоляция кабины лучше, чем в вагонах: можно спокойно разговаривать, четко слышен голос диспетчера и уши практически не закладывает.

Там протекает подземная жизнь...

Гораздо нагляднее становится и тот факт, что метро — это не прямая дорога с парой плавных поворотов. Из-за особенностей грунта и неровностей ландшафта рельсы то уходят в глубь земли, то ведут вагон в горку. Например, между станциями «Спортивная» и «Гагаринская» дорога в городе идет вверх, а под землей, наоборот, довольно круто уходит на глубину. Из-за проложенных коммуникаций, которые строителям пришлось обходить. Расстояние между ними приличное, но в темноте перегона маленьким пятнышком виднеются впереди огни станции. И такое углубление вплоть до «Алабинской».

Помехи справа-слева в перегоне возникают редко, но отвлекаться от дороги и развлекать себя музыкой в плейере или курением машинисту не положено. Он должен быть всегда начеку, по звуку оценивать состояние своего электропоезда и слышать переговоры диспетчера с другими составами.

Подъезжая к станции, машинист заранее сбрасывает скорость. Расчетный тормозной путь у состава весом больше сотни тонн — 125 метров. Поэтому все точки сброса и набора скорости также четко просчитаны, чтобы состав остановился ровно на станции. На конечной каждый машинист, закрыв кабину, проходит через все вагоны к последнему, чтобы поехать в обратную сторону. А по дороге осматривает состав: нет ли посторонних шумов и запахов, не осталось ли забытых вещей, не появилась ли настенная живопись от «любителей прекрасного» и целы ли сиденья и приборы, размещенные в вагонах.

И… снова в путь! Который за месяц сложится в 152 часа жизни под землей.

P.S. Когда я поднялась на улицу с «Алабинской», меня ослепил дневной свет. Даже в пасмурную погоду он показался удивительно ярким после искусственного в туннелях, к которому так быстро привыкают машинисты.

Спасибо вам, сотрудники Самарского метрополитена, за столь важную и нужную самарцам работу в нелегких условиях!


1   состав = 4 вагона
5 составов одновременно находятся на линии в течение дня
46 подвижных составов находится в распоряжении Самарского метрополитена

Только факты
• Каждый состав в депо до и после выхода на линию, а также в течение рабочего дня тщательно проверяется.
• Скорость движения электропоездов рассчитывалась специально для каждого участка дороги. Максимально это 80 км/ч.
• Машинист управляет поездом с помощью рычага, приспособленного под левую руку. Правая же всегда находится на ручном тормозе, чтобы быть готовым к экстренному реагированию.

Там протекает подземная жизнь...

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации