Свои-чужие

25.10.2013

41

Автор: Ева Скатина

Свои-чужие

Школа приемных родителей теперь стала обязательной

Педагог-психолог центра «Семья» Куйбышевского района Елена Тараканова рассказала корреспонденту «СГ» о своей работе с семьями, которые хотят взять или взяли на воспитание оставшегося без опеки ребенка.

Первая история. Жажда любви

Несколько лет назад в центре посещала занятия для приемных родителей молодая супружеская пара. Жена — индивидуальный предприниматель, муж — электрик. Специалисты удивлялись: такие юные (супругам тогда не было еще и 30 лет), а уже знают, что им нужно в жизни. Пришли ребята на занятия, потому что решили взять на воспитание малыша случайной знакомой, которая от него отказалась. Они прожили три года и уже думали, что своих детей не будет, а очень хотели заботиться о ком-то… А через какое-то время жена забеременела и родила дочь. Спустя время, уже имея двоих детей, супруги взяли на воспитание еще одного ребенка. Потом у них родился сын. Сейчас в этой семье пятеро детей, трое родных, двое приемных. Кто не знает, ни за что не догадается, кто здесь свой, а кто чужой ребенок. Супруги любят одинаково всех детей. Дети очень творческие, занимаются в музыкальной школе. Сейчас семья перебралась за город. В Самаре жилье, где всем было бы комфортно, стоит дорого, и они купили дом в одном из районов области.

ВЕРНУТЬ РЕБЕНКА В ДОМАШНИЙ УЮТ

— Как давно вы работаете с приемными семьями? По вашему мнению, насколько сегодня такая форма воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, востребована обществом?
— Работаю с 2006 года. Сейчас в Самаре отмечается тенденция к увеличению числа приемных семей. Если в прошлом году их в Куйбышевском районе образовалось 11, то в 2013-м к ним прибавилось еще семь. Прежде всего это связано с политикой государства, которое поддерживает принимающие семьи.

— После того как люди выразили желание стать приемными родителями, их нужно подготовить к новой роли, предупредить о трудностях, которые неизбежны, и научить их преодолевать. Занятия по подготовке принимающих родителей при центрах «Семья», где кандидатов всему этому учат, обязательны или достаточно самообразования.
— В прошлом году вступил в силу федеральный закон об обязательном прохождении кандидатами в усыновители, опекуны и приемные родители специальной психолого-педагогической и правовой подготовки с дальнейшим предоставлением в органы опеки и попечительства, суды свидетельства о прохождении обучения. Этот закон был принят после того, как были проанализированы причины распада замещающих семей. В частности, выяснилось, что приемные родители не всегда готовы к трудностям в воспитании детей, и их обучение — это своего рода профилактика вторичного отказа. Ребенок, от которого родные отказались даже в самом раннем возрасте, уже пережил психологическую травму, и нельзя допустить, чтобы он снова ее испытал. Мы иногда слышим от кандидатов в приемные родители: зачем нам учиться, мы уже воспитали своих двоих-тро-их детей и все знаем! На это мы отвечаем: приемный ребенок другой, он уже изначально травмирован, к нему нужен особый подход, и этому должны учить специалисты.

— Как проходит обучение у психолога?
— Занятия по программе подготовки приемных родителей — групповые, проходят совместно с кандидатами в усыновители. Основной принцип — «обучение через опыт». Это взрослые люди, поэтому наша основная цель — раскрыть родительский потенциал человека, применить его опыт к новой ситуации, выявить ресурсы и возможные риски размещения ребенка в конкретной приемной семье. А еще дать им возможность на занятиях эмоционально разгрузиться, ведь эти люди проходят через сложную стадию сомнений и раздумий, понимая, что приемный ребенок полностью изменит их жизнь.

— Чем они объясняют этот шаг?
— Мотивы у всех разные. В большинстве случаев люди хотят обрести смысл жизни, заботиться о ребенке, любить его, хотят иметь большую дружную семью, А бывает, живет бездетная пара, им скучно, а хочется, чтобы как у всех, чтобы дети были… Или поступают так из чувства долга. Была у нас семья, когда мать попросила перед смертью подругу взять на воспитание ее ребенка. Такие случаи, наверное, самые сложные. У такого человека изначально нет потребности быть родителем, нет принятия ребенка просто потому, что он есть. Соответственно, нет и желания меняться. И еще деструктивный мотив, когда, потеряв собственного ребенка, родители пытаются найти ему замену, иногда настолько, чтобы как две капли воды был похож на родного. Для приемного ребенка это еще одна травма, ведь в нем видят кого-то другого, и мы, педагоги-психологи, должны ее исключить.

Вторая история. Папа против мамы

Когда все начиналось, приемным родителям было чуть за 30. В семье рос девятилетний сын. И мама захотела взять еще одного ребенка — мальчика, который ей очень понравился, когда она приходила в детский дом к родственнице. Он был чуть старше ее сына. Папа сомневался: а надо ли это им? Но жена его уговорила, и они забрали в дом парнишку. Так случилось, что через пять лет женщина решила развестись с мужем. Заодно очень легко написала отказ от приемного сына. А папа встал на его защиту, сказав: не смогу жить дальше, зная, что опять попадет в детский дом. И забрал с собой. Родной сын остался жить с бывшей женой. Со временем у мужчины появилась вторая семья, родились другие дети, и все время приемный ребенок был с ним. Сейчас парень вырос. По словам психолога, замечательный парень, умница, отца очень любит и уважает. А его бывшая приемная мама больше замуж не вышла.

СКОРАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

— И вот возникла новая семья, ее члены привыкают друг к другу, притираются, естественно, иногда возникают конфликты… Долгий это процесс?
— Адаптация (длится от года до трех лет), когда ребенок только помещается в семью, достаточно сложна. Первый период можно назвать «знакомство» или «медовый месяц» — все хорошо, все хотят понравиться друг другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему накопившуюся любовь. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Но это совсем не значит, что он уже полюбил — он только хочет полюбить новых родителей. Но вот эйфория первых недель проходит, и ребенок начинает завоевывать свои позиции, а родители становятся более требовательными, начинается кропотливый и длительный процесс притирания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит болезненная ломка стереотипа поведения. Иногда в такие моменты взрослые спрашивают себя: не зря ли они все затеяли? Избежать этого этапа нельзя, его нужно пережить. А затем наступает медленное восстановление, тогда и формируется истинная привязанность. Исчезает напряжение, ребенок начинает вести себя естественно. Он принимает активное участие в делах семьи. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные — более сдержанными, а зажатые — более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью. Поведение приемных (усыновленных) детей уже не отличается от поведения родных.
На подготовительных занятиях мы стараемся рассмотреть возможные сложные моменты, проигрываем различные ситуации, потом вместе обсуждаем их. Дети и родители живут жизнью обычной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения. Это только небольшой перечень проблем, которые могут возникнуть в семьях, решивших взять на воспитание ребенка.


Третья история. Из чувства долга.

Год назад у подростка умерла мать. Семья, в которой женщина работала гувернанткой, решила взять сироту на воспитание. Период адаптации проходит в этой приемной семье непросто. Приемные родители и мальчик трудно привыкают друг к другу. Сейчас благодаря помощи специалистов ситуация медленно, но постепенно нормализуется.


СПРАВКА "СГ"

Общефедеральные формы семейного устройства

Усыновление, при котором ребенок становится полноправным членом семьи усыновителя, а усыновитель вправе присвоить ребенку свою фамилию, поменять ФИО, дату и место рождения. Тайна усыновления охраняется законом.
Опека (с 14 лет ребенка — попечительство). В вопросах воспитания опекун обладает практически всеми правами родителя и несет за ребенка полную ответственность, хотя и не вправе присвоить ребенку свою фамилию. Отдел опеки и попечительства (ООиП) регулярно контролирует условия содержания и воспитания подопечного ребенка, а биологические родственники имеют право навещать ребенка. Подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен биологическим родителям. Приемная семья. Приемной семьей признается опека (попечительство), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключенному между ООиП и приемными родителями. Приемный родитель — это, скорее, профессиональный воспитатель, общее число детей в приемной семье может достигать восьми человек. Биологические родственники имеют право навещать ребенка, который может быть изъят из приемной семьи для возращения биологическим родителям или усыновления третьими лицами.
Временная передача детей в семью на выходные, каникулы и праздники. Срок непрерывной временной передачи не может быть более одного месяца (в исключительных обстоятельствах — трех). «Гостевая семья» получает продукты на ребенка по нормам питания для воспитанников детдома. Временную передачу детей в семью часто называют «гостевым режимом» или режимом «выходного дня».
Патронат — единственная региональная форма семейного устройства детей-сирот. Патронатного воспитателя можно сравнить с сотрудником детского учреждения, работающим «на дому»: он зачислен в штат, получает зарплату и разделяет ответственность за воспитание ребенка с директором детского учреждения. Ребенок может не только общаться с биологическими родственниками, но и быть передан на усыновление или возвращен в биологическую семью.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации