Ломоносовы за партой

06.02.2016

17

Автор:

Ломоносовы за партой

Как в школе воспитывают исследователей

За последнее десятилетие такой предмет, как проектная деятельность, появился в расписании многих школ Самары. По сути, это уроки науки, на которых ребят учат… делать открытия. Кроме того, проводятся научно-творческие конференции и общегородские конкурсы «Первые шаги в науку», «Ломоносовские чтения»… Участие в них — это уникальная возможность для школьников показать свои достижения и попрактиковаться в публичном выступлении.

Подобные конференции ежегодно проводятся в школе «Эврика». Готовятся к ним ученики с самого начала учебного года. В научный процесс вовлечены все учащиеся — с 1-го по 11-й классы. На исследование выбранной темы и решение поставленной задачи отводятся три-четыре месяца. В эти месяцы школа буквально живет научно-творческими исследованиями.

— То, чем мы занимаемся, — это не просто научная, а научно-творческая деятельность. Участие в конференции помогает сформировать определенные компетентности у учеников, которые помогут им в студенчестве и на работе, — говорит директор ЧОУ «Школа «Эврика» Татьяна Евгеньевна Садовникова.

Тема ученической научной работы выбирается на специальной ярмарке в сентябре. У юного исследователя есть научно-творческий руководитель, и вместе они определяют проблему, ее актуальность, цель и задачи работы, выдвигают гипотезу, составляют примерный список литературы. А потом начинается само исследование. Все всерьез: за информацией иногда приходится обращаться в библиотеки, архивы, необходимо брать интервью или проводить опрос. Собранный и обработанный материал оформляется в 15-страничный реферат, к которому прилагаются фотографии, из этого создается презентация, которая поможет при защите доклада. Творческая защита приветствуется. Нередко авторы дополняют свое выступление музыкальным сопровождением, добавляют в презентацию анимацию и видео, наглядные опыты и даже конструируют макеты зданий.

В октябре начинается беготня с видеокамерами и фотоаппаратами. Ребята опрашивают друг друга, заполняют анкеты.
Все работы представляют на секциях первого тура конференции. Лучшие проходят во второй тур. На финальный этап в «Эврику» приходят специальные гости — настоящие ученые. В этом году, например, научно-творческую конференцию посетил доцент СГАУ Алексей Филиппович Валеев.

— Наука в школе нужна прежде всего для того, чтобы ученики занимались творчеством, а не работали по шаблону, как это обычно происходит на уроках. Человек развивается, когда творит, — убежден учитель истории и обществознания Андрей Александрович Требунских.

Конечно, ученики младших классов свои работы выполняют вместе с родителями, но ведь это только начало!

— В начальной школе мы многое делаем за детей, но уже в среднем звене ребята работают самостоятельно, — рассказывает мама первоклассницы Ани и семиклассника Данилы Алевтина Кобзева. — Даже если не все получается сразу, они накапливают отличный опыт, который поможет в будущем.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации